Календарь
|
|
На Страстной седмице ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК . протоиерей Валентин (Амфитеатров)
Сегодня с Божьей помощью продолжаю вчера
недоговоренное слово о крестном пути, предлежащем ученикам и последователям
Христа в дни Страстной недели.
Господь говорил апостолам: По двою дню
Пасха будет. Се восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет архиереем
и книжникам и народам; и поругаются Ему, и укорят Его, и уязвят Его, и
оплюют Его, осудят Его на смерть и, бивше, убьют Его. В последнем из этих слов
Спасителя выражается глубочайшая скорбь. Эта скорбь, как тяжкие оковы, с каждой
минутой делалась все болезненнее и с каждой минутой возбуждала большее
страдание. Печаль за печалью поражала сердце Искупителя, грядущего к вольной
страсти. Многие из этих печалей предлежат и верующим на жизненном пути. Тем из
верующих, которые откликаются душой на мысль о кресте и духом несут этот крест,
свитый из горестей и бедствий.
Глубокие скорби Спасителя настали еще
прежде предания в руки грешников. Евангелие сообщает, что за несколько дней до
праздника Пасхи, когда все готовились к радостному общему торжеству, как ко
времени, в которое человек слагает с себя бремя всех забот, общественных и
житейских, и отдается тихому покою, Спаситель получил скорбную весть о болезни
Своего друга Лазаря. Смерть этого друга вызвала у Него слезы. Он плакал над его
могилой. В преддверии крестных страданий - слезы об утраченной дружбе. Кому из
нас не приходилось проливать такие слезы? Кто из нас не плакал над могилой
дружбы, которой у человека отнимается утешение взаимного удовольствия? Это
страшное испытание для всех сил и способностей души. Сиротство ужасно. Нельзя
без сострадания видеть слезы вдовы-матери, вдовы-супруги, детей, разлученных с
отцом, о друзьях, отнятых у нас роковым приговором немой, не подлежащей ни
суду, ни обжалованию смерти. Здесь всякое слово утешения - звук пустой. Здесь
только возможны одни слезы. Если Спаситель оросил могилу дружбы слезами, то
этим средством облегчил и для нас ее утрату. Пусть же все сиротствующие
облегчат свой крестный путь, путь покинутого одиночества, слезами. Слеза возрастит
утешение; великую скорбь сиротства и беспомощности омоет чистой струей
преданности воле Божией, без которой не падал ни один волос с человеческой
головы.
Далее, Евангелие сообщает о Христе
Искупителе. Он шел в Иерусалим и, не входя еще в столицу, с горы Елеонской
смотрел на этот город. Ученики Его восхищались живописным местоположением
города, движением жизни праздничной столицы, его превосходными крепкими
зданиями, миллионной массой людей, снующих по городу, прибывающих в Иерусалим
на праздник со всех сторон. То, что в учениках возбуждало радость, в Спасителе
вызывало чувство горести. Он плакал о будущей судьбе этого города, над которым
уже занесен был меч казни, разрушения и рассеяния. Спаситель прозревал, что
Иерусалим падет под развалинами своего нечестия. В нем не останется даже камня
на камне, свидетельствующих о прежнем величии. И это угнетающее чувство печали
безутешно, оно встречает истинных крестоносцев всех времен. У нас это чувство
переносится не на Иерусалим, не на город, не на царства и государства, но на
собственные наши семьи и на семьи близких нам лиц. Как часто прозревается
упадок, запустение и рассеяние семейств, забывших заповеди Божии, отрекшихся от
завещаний отеческих и материнских. Прозревать безутешную будущность непокорного
сына, неблаговоспитанной дочери, неблагодарного друга - ужасающая скорбь. Все
мы так или иначе связаны семейным союзом. И если в этой связи замечается
ослабление скрепляющих нитей, то невольный ужас объемлет душу при одном
представлении о том, как эта нить порвется. Когда порвется нить нравственных
отношений между близкими, то порвутся с ней и радости земной жизни; горе,
рассеяние и запустение; мерзость запустения станет на месте святе,
по выражению пророка.
Далее, Евангелие сообщает, что Христос в
Иерусалиме прибыл в храм Божий. Здесь Он нашел такие беспорядки, такую
продажность, что храм, с одной стороны, представлял шумную торговую площадь, с
другой - вертеп разбойников. Чувства Спасителя были поражены такими
безобразиями. Бесчиние в дому Божием возмутило даже Его кроткую душу.
Мы, хотя и ученики Спасителя, этою скорбью
смущаемся мало. Мы уже навыкли в дурных обычаях. Мы и сами располагаемся к
тому, чтобы эти обычаи еще более умножались. Многие из нас этому способствуют.
Но эти многие не крестоносцы.
Отчаянно положение того народа, у которого
храмы теряют право называться домом молитвы и благочиния. Там распадается
общество и разлагается его духовная жизненность. Притязательный,
корыстолюбивый, ленивый священнослужитель, невнимательный, рассеянный и
развращенный мирянин сливаются воедино. Не благодать Божия призывается их
устами, но их развращенное сердце ускоряет гнев Божий. Да хранит же нас Бог
умножать собою кощунствующих и идолослужащих. Войдем со Христом в очищенный Им
храм. Будем в нем благоговейны. Аминь. |
Категория: Великий пост. | Добавил: Наталия (06.03.2011)
|
Просмотров: 547
|
| | |
Вход на сайт
Меню сайта
Категории
|