На вопросы о катехизации порталу «Православие и мир» отвечает иеромонах Макарий (Маркиш) – клирик Иваново-Вознесенской епархии.
- Можно ли, и если «да», то при каких условиях – крестить детей у 1)некрещеных, 2)неверующих, 3)совсем нецерковных – родителей? Здесь может быть много привходящих обстоятельств, которых заранее не предусмотришь. Но в целом, положительный ответ, прямо по чину Таинства Крещения, должен базироваться на наличии достойного восприемника. Если во всех перечисленных случаях налицо восприемник, который а) имеет сознательную веру и православный образ жизни; б) желает быть гарантом и агентом воцерковления и христианского воспитания ребенка; в) имеет для этого способности и практические возможности - то крестить ребенка следует. А нет – так нет. - Какая степень предварительных знаний о вере может считаться удовлетворительной у крещаемого? Зависит от широкого спектра субъективных и объективных условий (как для принимающих Крещение взрослых, так и для восприемников младенцев). Одно дело – кандидат философских наук, который провел в богоискательстве последние десять лет своей ученой жизни, и совсем другое – восприемница малыша в деревенской семье, со всеми характерными жизненными трудностями. Как говорят в армии, действовать приходится по обстановке. - Должен ли священник выяснять мотивы прихода к крещению и должны ли эти мотивы влиять на решение священника о совершении таинства над человеком? Разумеется, «да» на оба вопроса. Однако степень притязательности и строгости будет разной, в зависимости от обстоятельств, см. выше.
- Какие трудности могут возникнуть у священника-катехизатора в епархии? Главная трудность – довести установки и распоряжения о Крещении до приходского духовенства и контролировать исполнение. Предстоит выкорчевать печальное наследие прошлых лет – «У римо-папистов папа в Риме, а у нас в каждом приходе». - Какая мера катехизации может быть названа «избыточной»? Та, которая не приближает человека ко Христу, а отдаляет от Него неисполнимыми и несуразными формальными требованиями.
|