Календарь
Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Библиотека | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Таинство Елеосвящения (Соборование)

О подготовке к таинству Соборования

О подготовке к таинству Соборования

№13 (670) / 26 марта ‘12

Протоиерей Андрей Канев, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополии

УРОКИ ПРАВОСЛАВИЯ

СВЯЩЕННИК Димитрий Беженарь в статье «О покаянии и верности церковной традиции» пишет: Святая Церковь живет благодатью Святого Духа. Все, что установилось и сложилось на протяжении столетий в Русской Церкви, все, что выстрадано и сохранилось до наших дней, – это неоценимое сокровище, данное нам Богом. Представьте себе: некоему человеку досталось от богатых предков бесценное достояние. А он, едва вступив во владение наследством и даже не узнав его подлинной стоимости, начинает открывать сундуки и выбрасывать вон все накопленное богатство, рассуждая, что это ему не пригодится, то устарело, а третье и вовсе ни к чему! Можно ли назвать такого наследника благодарным, благоразумным? Едва ли. Однако многих из нас можно уподобить этому человеку. Мы тоже, становясь членами Церкви, порой не прилагаем никаких усилий, чтобы принять в наследие то неоценимое сокровище, которому по милости Божией стали причастны. И даже не начав полнокровной православной жизни, не узнав таинств Святой Церкви, не умея правильно молиться, соблюдать посты и бороться со своими страстями, мы беремся, подобно тому нерадивому наследнику, рассуждать о том, что нам нужно, а что не очень из сокровищницы Православия. Такое случается даже в отношении таинств Церкви, и сами священники отмечают, что особенно много суеверий и предрассудков у людей связано с Соборованием.

Одни говорят, что после Соборования нужно поступить в монашество или, оставаясь в миру, исполнять различные обеты, например: не вступать в брак, не мыться, не есть мясо. Другие советуют поститься по понедельникам. Многие убеждены, что собороваться можно только умирающим. А еще каждый пост во многих храмах появляются объявления, в которых сообщается, когда будет совершаться Соборование. И прихожане вновь волнуются – кому из них откликнуться на приглашение, а кому нет. В самих же объявлениях бывает даже указано, что приходить могут все желающие…

Как часто это таинство может совершаться над человеком?

Церковные таинства можно условно разделить на те, которые человек принимает единожды в жизни, и те, которые он принимает регулярно. Если Исповедь и Причастие – это регулярные таинства, то Венчание, в идеале, должно совершаться над человеком единственный раз в жизни. Но особо стоит таинство Соборования (Елеосвящения).

Суть одного из семи таинств Церкви состоит в помазании священниками больного человека освященным елеем с чтением Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать. Таинство Елеосвящения (так оно называется в богослужебных книгах) было установлено Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена. Служит оно благодатным врачеванием недугов телесных и душевных, дарует больному прощение забытых неисповеданных грехов. Елей в таинстве знаменует милость Божию, а добавляемое в него в небольшом количестве вино – искупительную Кровь Спасителя

Соборованием оно называется потому, что для его совершения соборно собираются семь священников, хотя при необходимости может совершить это таинство и один священник.

Опыт Церкви говорит, что это таинство должно совершаться над больным человеком. Но ведь есть лечение, а есть профилактика. И таинство Соборования очень часто воспринимается многими как профилактика, хотя изначальный его смысл говорит именно о лечении.

Со всей определенностью и ясностью о таинстве Елеосвящения говорит святой апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему». И вполне ясно, что говорит апостол о Елеосвящении не как о чем-либо новом, чего прежде не знали христиане, а только указывает на это врачебное средство, как уже на существовавшее и общеизвестное, и им заповедует пользоваться в случае болезней и людям больным.

Почему человек болеет? Если мы обратимся к словам молитв Соборования, то услышим мольбу: «Прости грехи»! В Церкви есть понимание, что болезнь человека приходит вследствие греха. Грех, развиваясь в человеке, рождает или привлекает болезни. Или Господь дает эти болезни для исцеления духовных заболеваний. И болезни разные бывают: при одних человек может работать, быть полноценным членом общества, а при других находится в состоянии расслабленности, духовной отравленности, когда он не может самостоятельно найти корни своей болезни в своих грехах. И вот как раз это – состояние человека, нуждающегося в Соборовании. То есть таинство Соборования – не просто церковная аптечка. Оно дополняет таинство Покаяния. Больному человеку, полноценно функционирующему в обществе, сохраняющему трезвость ума, достаточно пойти на Исповедь и принять таинство Причастия. Но если человек находится в тяжелом болезненном состоянии, не может сосредоточиться на исследовании своей души, не может вспомнить те духовные обстоятельства, при которых он получил свою болезнь, ему нужно принимать таинство Соборования. При этом по молитвам семи священников, просящих: «Подай силу исцеления этому человеку!», по молитвам Церкви Господь дает исцеление страдающему, прощая тот грех, в котором он не может покаяться из-за болезни – не потому что он забыл, не желает в нем разбираться, а просто по болезни не может понять его гибельности для своего состояния.

В СОВРЕМЕННОЙ Церкви таинство Елеосвящения совершается над больными и на дому, и в храме. А в древние времена больные, которые могли вставать с одра и ходить, приводились в храм, чтобы там, в священном месте, приобрести отраду страждущей душе и возвратить здравие телу посредством этого таинства. Иногда они оставались на несколько дней в церковном притворе и проводили там дни и ночи, ожидая благодатной помощи от помазания священным елеем. На Руси в древнее время этому таинству придавали большое значение, считая его одним из самых действенных средств против всякой болезни, в особенности против всякого вида одержимости. Но, если в наши дни больной, собирающийся собороваться, не проводит дни и ночи у дверей храма, это не значит, что он не должен подходить к принятию этого таинства без подготовки. И в наши дни у этой подготовки есть свои особенности.

 

№14 (671) / 2 апреля ‘12

Протоиерей Андрей Канев, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополии

 

УРОКИ ПРАВОСЛАВИЯ

 

(Окончание. Начало в № 13)

 

ПО ЦЕРКОВНЫМ  правилам, человек при одной болезни должен собороваться один раз в жизни – так записано в «Настольной книге священно-церковнослужителя». Если человек пособоровался, а болезнь все равно приобрела хроническую форму, что это означает? То, что Господь дал этому человеку епитимью, которую он должен претерпеть. Но в наше время люди часто относятся к Соборованию, как к посещению супермаркета. Господь дал мне епитимью, а я требую: «Забери ее у меня – я хочу быть здоров». А для чего мне быть здоровым? Ведь, если я буду здоров, я опять о Боге забуду и опять начну творить то, от чего Господь меня обезопасил посредством болезни. Поэтому пациенту нужно соблюдать духовное целомудрие, как лечебный режим, и не требовать настырно от Врача Небесного отмены Его лечения.

Когда Иисус Христос проповедовал в синагогах по всей Галилее, пришел к Нему человек, тяжко страдающий от проказы. Упав на колени, он умолял Спасителя об исцелении, и к своим мольбам добавлял такие слова: «Если хочешь, можешь меня очистить!» Евангелие свидетельствует: Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся прокаженного и сказал ему: «Хочу, очистись!» И после этих слов проказа тотчас сошла с человека и он стал чист.

Главная подготовка к Соборованию в этом смиренном призыве: «Если хочешь, исцели – если воля Твоя есть, исцели, а если нет Твоей воли, то дай мне сил перетерпеть, потому что без Тебя ничего не могу». С покаянием грешного мытаря, не требующего ничего, а лишь молящего о помощи, и нужно подходить к Соборованию.

Другой пример такого отношения к действию Божию в нашей жизни дает прп. Амвросий Оптинский. Он, тяжело заболев, терпеливо нес этот тяжкий крест до самой кончины. В одном из писем старец писал: «Болезненные прижимки во всем теле есть, и от холоду и от невольного голоду. Много вещей есть, да многое нельзя есть. Впрочем, по старой привычке, я все-таки понуждаюсь есть, хотя после и приходится большую тяготу понесть от головной боли и от рвотной доли». Эти недуги лишали старца возможности совершать Божественную литургию, о чем он очень скорбел. Сам же старец терпеливо и со смирением переносил все испытания, и часто от него можно было слышать: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я».

Святитель Игнатий говорит: «Подлечиваться мы можем, но лечиться не в нашей власти», и это совершенно правильный взгляд на болезнь. Мы знаем по жизни многих святых, что они физически подлечивались, но не исцелялись и не просили этого у Бога.

Не надо думать, что исцеление нужно непременно вырвать из рук Божиих. Это неправильно, нецеломудренно, не по-христиански. Так теряется Евангельский дух, смирение.

Церковь предлагает больному иной, более смиренный труд: внимательно исследовать свою жизнь, поискать в ней причины болезней и что-то на этом этапе изменить. Что до медицинской помощи, то к ней Церковь всегда относилась положительно, как к благословленной Богом части человеческой жизни, и никогда не поощряла людей под мнимыми религиозными предлогами избегать лечения. Когда же человек принимает помощь от врачей – через лекарства, процедуры или операции, и от Бога – через молитву и благодатные таинства Церкви, то болезнь обычно этими совокупными, естественными и благодатными способами лечится (или хотя бы ослабляется). Если и после всех усилий болезнь не оставляет нас, лишь тогда можно сделать духовный вывод, что это испытание для нас – промыслительное действие Божие. Тогда нам остается благодарить Бога за все, и за эту болезнь тоже.

Но в наше время существует опасность профанации таинства Елеосвящения, люди соборуются «на всякий случай», без особой на то нужды, хотя любое таинство Церкви предполагает нужду человека в нем – и нужду крайнюю, как величайшую потребность и готовность приобщиться Богу через благодать Святого Духа, подаваемую в таинствах, в том числе и в таинстве Елеосвящения.

В НАРОДНОМ сознании произошло искажение смысла этого таинства. Одно из суеверий – собороваться якобы нужно только перед смертью. И «если пособоруешься, значит, умрешь». Поэтому, к сожалению, сами больные и их здоровые родственники оттягивают приглашение священника, хотя в молитвах Соборования есть обращение к Господу об исцелении человека, о возможности его покаяния, о покаянном изменении его жизни. И когда священник приходит к человеку, находящемуся в бессознательном состоянии, то его, по сути, и соборовать-то уже нельзя.

Еще одно искажение лично меня огорчает во встречах с людьми, желающими пособороваться. Оно – в умалении таинства Причастия: для многих таинство Соборования становится выше Причастия. Такого не должно быть. Ведь, если мы говорим о системе включения Соборования в таинственную жизнь человека, то больной человек, нуждающийся в помощи Церкви, должен сначала исповедоваться, сам, как может, а потом и причаститься. А некоторые рассуждают: «Соборование – это редкий дар, которого я целый год жду, мне это очень полезно, а Причастие каждое воскресенье бывает, поэтому оно не так ценно». В этой ситуации человек святое масло возводит выше Тела и Крови Христовых, а это немыслимо, с точки зрения Церкви.

Святитель Феофан Затворник писал: «Когда Господь предложил Учение о таинстве Тела и Крови, полагая в нем необходимое условие общения с Собою и источник жизни истинной, «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним». Слишком чудесной показалась им такая беспредельная к нам милость Божия, и нерасположение к чудесному отторгло их от Господа. Господь видел это, и, однако, готовый быть распятым за спасение всякого, не находил возможным умалить или отменить чудесное. Так оно было необходимо для нашего спасения! Хотя, конечно, с сожалением, но оставил Он их идти от Себя во тьму неверия и пагубу, и не им только, но и избранным двенадцати сказал по этому случаю: «не хотите ли и вы отойти», изъявляя готовность и их отпустить, если не склонятся перед чудесным». Отсюда выходит, пишет святитель, что избегать чудесного есть то же, что избегать Господа Спасителя, и отвращающийся от чудесного (то есть Евхаристии) – тот же, что и погибающий. «Да внемлют этому те, которые приходят в ужас при одном напоминании об этом! Встретят и они чудо, которому не смогут уже перечить: это смерть и после смерти Суд. Но послужит ли это неперечение им во спасение, один Бог знает».

Да, Причастие возможно почти каждый день, и мы принимаем Христа буквально «во исцеление души и тела». А получается, что христиане Христа забыли, если мимо Чаши ходят и не причащаются. Не спешат, не готовятся к Причастию, а «ждут год, чтобы Великим постом пособороваться», хотя время совершения Собрования нигде не оговорено: собороваться человек может в любое время суток, в любое время года, по потребности. Заболел – «зови пресвитеров церковных»!

Приведу слова архиепископа Нафанаила (Львова), известного богослова, церковного писателя и публициста русского зарубежья. Завершая свою книгу «Ключ к сокровищнице», Архипастырь написал: «В Православии нет тайн, в нем есть благодатная и всем доступная жизнь, которая совершается в тайниках души с Божией помощью и потому она и таинственная и благодатная! Эта жизнь таит в себе бесконечную радость, не зависящую ни от каких внешних факторов и непобедимую даже для огненных смерчей нашего времени. И к этой жизни всем нам надо самим приобщиться и помогать приобщаться другим».

 

«Православная газета»

Категория: Таинство Елеосвящения (Соборование) | Добавил: Sergiy (22.01.2015)
Просмотров: 1571
Вход на сайт
Меню сайта
Категории
Пост.
Таинство Крещения
Таинство Покаяния
Таинство Причащения
Таинство Венчания
Таинство Елеосвящения (Соборование)
Таинство миропомазания
Проповеди
Православные праздники
Святые подвижники благочестия
Душеполезное чтение
Самоубийство (суицид) - тяжкий грех.
Аборты - тягчайший грех детоубийства
Грех и добродетель
Притчи
Поэзия
Святоотеческое наследие
Семья - малая церковь
Сделать бесплатный сайт с uCoz
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Яндекс.Метрика