Принуждение В некоторых странах получила распространение теория «свободного воспитания» детей, которая требует отказа от принуждения и наказаний. Согласно этой теории детей надо предоставить самим себе и не мешать им проявлять и развивать свою личность. Этот способ рекомендуют применять и к самым маленьким детям, у которых еще нет ни понятий о добре и зле, ни привычки следить за своими поступками. Легко можно себе представить, сколько таком случае возникает ошибок и опасностей, имеющих самые тяжелые последствия — и физические, и моральные! Может ли верующий человек согласиться с таким способом воспитания? Конечно, нет! Так вырастает поколение людей, которые руководствуются только эгоистическими интересами, без осознания нравственной ответственности за свои поступки. Думая только о себе, такие люди не обуздывают свои прихоти, совесть их постепенно засыпает, и они становятся неразборчивы в средствах для достижения своих целей. Церковь же учит, что ребенок с ранних лет должен различать должное и недолжное. На родителях лежит обязанность направлять его поступки, подготовливая ребенка к самостоятельной жизни, и эта подготовка должна начинаться как можно раньше. В 10-12 лет уже поздно будет исправлять недостатки, которые развились от небрежного воспитания в ранние годы. Чтобы оценить важность принуждения в воспитании, мы должны учесть следующие обстоятельства: 1. Воля детей слишком слаба, чтобы они могли полностью направлять свои поступки. 2. Дети приучаются к ответственности, когда от них требуют выполнения посильных для них предписаний. 3. Разумное и умеренное применение принуждения и наказания прививает детям нравственные понятия и добрые навыки. При этом, наказания должны быть не столько прямыми, т.е. физическими (к ним надо прибегать только в крайних случаях), сколько более косвенными, но не менее эффективными: оставление без сладкого, лишение на время обычных игр, отказ от посещения гостей и от получения других удовольствий, выполнение дополнительных заданий и т.п. Так или иначе, когда слова оказываются недостаточными, надо воздействовать на ребенка более чувствительными способами: «И слов не тратить по пустому, где нужно власть употребить!» [2] Ребенок, как мы знаем, рождается не только с добрыми, но и с дурными предрасположениями, и с последними надо бороться с самого начала. Какая же борьба может идти без запрещений и наказаний? Вспомните о своем детстве, и вы легко убедитесь, что всякая добрая привычка давалась вам не сразу, а с трудом, принуждением и даже иногда со слезами. Апостол Павел говорит: Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности (Евр. 12, 11). Итак, пусть сердобольные родители не боятся наказывать детей, когда этого требуют обстоятельства. Это в некоторых случаях необходимо для воспитания их в здоровом христианском духе.
Источник: http://azbyka.ru/tserkov/lyubov_i_semya/vera_i_deti2/kogda_i_kak_govorit_rebenku_o_Boge_06-all.shtml |