Факторы домашнего воспитания Как мы уже говорили, пока ребенок мал, он воспринимает все преимущественно через свои чувства. По мере же того, как он подрастает, надо развивать в нем волю. Так как в раннем возрасте человек живет преимущественно влечениями своих чувств и желаний, когда разум его еще не созрел, то надо меньше всего обременять ребенка разными нравоучениями и логическими доказательствами. Воспитание в семье начинается с приучения ребенка к послушанию. Чем раньше ребенок привыкнет сразу выполнять указания родителей, тем легче будет в дальнейшем его воспитывать. Вначале воспитание сводится к запрещениям: не делай этого, так делать нельзя, это не хорошо... Но ребенок растет, и нужно ему давать что-то положительное, наставлять и учить. Здесь уже начинаются трудности, так как для внушения ребенку правил поведения не всегда бывает достаточно одних слов. Обычно здесь мы наталкиваемся на нежелание ребенка подчиняться, на известное упрямство с его стороны. Чтобы преодолеть это, родители должны прибегать иногда и к более сильным средствам. Тут бывают два способа воздействия: одни родители применяют наказания, другие же становятся на путь религиозного воздействия. Физическое наказание, конечно, иногда необходимо; но если оно будет применяться часто и станет преобладающим средством воспитания, то это приведет к неблагоприятным последствиям. Во-первых, ребенок привыкнет выполнять нужное только «из-под палки» и не научится делать нужное из внутренних побуждений. Во-вторых, если наказания станут частыми, они сделают ребенка озлобленным, скрытным, недоверчивым и могут оставить болезненный след в его характере. Более успешно действует религиозный способ воспитания. Родителям почти нет надобности прибегать к физическим наказаниям, когда они внушают ребенку не свои собственные правила, а то, что требует Господь Бог. Верующая мать учит ребенка так: «Не делай этого — Боженька этого не любит... Этого нельзя — Боженька этого не позволяет». Или: «Если будешь так делать, то ты обидишь Господа». А если ребенок пострадал за свое непослушание (ушибся или обжегся), то мать говорит: «Вот видишь, ты сам виноват, ведь ты не послушался Бога». Постепенно, шаг за шагом, родители могут приучить ребенка к чувству присутствия Бога. Если ребенок тайно начинает делать что-нибудь запрещенное, то ему говорят: «Ты не думай, что Боженька не видит, что ты здесь без меня делаешь!» — и при этом ребенку указывают на икону в углу. Когда один малыш, желая украсть конфеты из буфета, повернул перед этим иконку лицом к стене, «чтобы Боженька не видел», мать стала объяснять ему, что Бог находится всюду и все видит. Но не только запрещения должны внушаться Именем Божиим. Еще важнее, когда положительные требования к ребенку будут основываться на Божественном авторитете. Надо объяснить ребенку, что Бог помогает ему во всем добром, и главный путь к получению помощи от Бога — это молитва. Ребенок должен понять, что без помощи Божией он не сможет ничего достичь. При этом необходимо учить ребенка благодарить Бога за все, что он имеет — за здоровье, за еду, за радости, за вещи, которыми он пользуется. Также надо приучить ребенка молиться за своих родителей. Огромное воспитательное значение для детского сознания имеет представление о Боге, как о Небесном Отце, любящем нас и заботящемся о нас. Когда, например, ребенок остается дома один или среди чужих людей, то мать его успокаивает: «Ты же не один, с тобой Боженька, Который тебя всегда защитит». Надо рассказать ребенку об Ангеле Хранителе, который его сопровождает, охраняет, и тем самым постепенно отучить ребенка бояться темноты и одиночества. Не менее важное значение имеет для ребенка внушаемая ему любовь к Богу, Источнику всякого блага. Чтобы эти наставления не были отвлеченными, надо чтобы ребенок вместе с родителями жил церковной жизнью, чтобы и для него потребностью стало посещение Богослужений в храме, целование икон, возжигание свечей перед иконами, просмотр библейских картин и иллюстраций, совместная домашняя молитва, питье святой воды натощак, частое Причащение. Этим ребенок дисциплинируется, приучается следовать определенным правилам, и воля его привыкает повиноваться воле Божией. Ребенок должен видеть, что для родителей церковная жизнь — не внешняя повинность, а глубинная потребность, что она приносит им радость — и тогда он тоже будет тянуться к этой радости: будет радостно просыпаться утром в день Причастия, будет с любовью прикладываться к иконкам, будет потихоньку учиться молитве. Само собой разумеется, что по мере развития ребенка родители должны его внешнее благочестие направлять к укреплению в нем внутреннего повиновения Богу. Это должно выразиться в правдивости, скромности, незлобивости, трудолюбии, постоянстве, в умении прощать обиды и т.д. Если к этому добавить обычное в православной семье соблюдение важнейших постных дней и праздников — то для ребенка будет создана та благоприятная обстановка, которая может сделать излишними всякие телесные наказания. Если сравнить этот способ воспитания с другими, основанными на ценностях мира сего, то мы увидим, как часто там используются окрики, побои, длинные и скучные нравоучения, не затрагивающие ни чувства, ни воли детей, или, как другая крайность, — позволяется необузданное своеволие и распущенность. Все это только калечит ребенка. Не в этом ли различии в подходах к воспитанию причина того, что дети из разных семей так резко отличаются друг от друга: одни — ласковые, доверчивые, чуткие ко всему доброму и жалостливые; другие — угрюмые, недоверчивые, бессердечные и безудержные в своих желаниях. Чисто внешнее светское воспитание лишает ребенка самых ценных и высоких человеческих качеств. Еще страшнее, когда религиозное воспитание становится чисто внешним: длинные и скучные нравоучения «благочестивых» родителей способны только оттолкнуть ребенка от Церкви. Во всяком воспитании, а особенно в религиозном, наибольшее влияние имеют не сами слова или наказания, а личный пример. Поведение близких людей — вот что каждый день и час воздействует на душу ребенка. Дети сталкиваются с двумя группами людей: со своими домашними и с другими — школьными товарищами, соседями и просто с «улицей». Нам часто кажется, что семья старается дать ребенку добрый пример, тогда как со стороны товарищей, соседей и улицы дети подвергаются дурному влиянию. И у родителей возникает желание запретить детям всякое общение с окружающей средой — но это создало бы искусственное разобщение ребенка с окружающими и лишило бы его необходимой подготовки к жизни. К тому же, «ретивые» родители забывают, что главное для христианина — научиться любить всех, с кем Господь сводит его в жизни. А порой, совершенно «отрицательный», с точки зрения родителей, одноклассник может научить нашего «правильного» ребенка дружить, не быть вредным ябедой, защищать более слабого. Для того, чтобы семья все же имела решающее влияние на ребенка, необходимо не только непрерывное наблюдение со стороны родителей за детьми, но и личный добрый пример. Вот качества, которые требуются от родителей для успешного воспитания: 1) любовь к детям, 2) справедливое отношение к ним, 3) последовательность в поступках — «как учат, так и сами поступают». Уясняя эти нелегкие обязанности, родители все больше сознают свою ответственность за своих детей. Приятно наблюдать, как молодые супруги, стремясь дать своим детям добрый пример, начинают сами подтягиваться, следить за собой и заниматься самовоспитанием. Получается, что не только родители воспитывают своих детей, но и дети оказывают благотворное влияние на своих родителей. Желательно, чтобы оба родителя были верующими и вместе принадлежали к единой Православной Церкви. В случае же смешанного брака (православного с инославной или наоборот) очень важно, чтобы было достигнуто согласие (желательно еще до заключения брака), что дети будут крещены в Православной Церкви и будут воспитываться в Православном духе. Расхождение родителей в вопросах веры и в особенности споры по принципиальным вопросам в присутствии детей создают раздвоенность в детских душах и могут очень повредить им. К сожалению, в нашей реальной жизни ребенок очень часто растет в семье, где только мама или папа — верующий. В такой ситуации взаимная терпимость и любовь научат ребенка в будущем быть столь же терпимым к людям, не разделяющим его убеждений. В присутствии детей ни в коем случае нельзя критиковать друг друга или унижать: в конечном итоге это подрывает авторитет обоих родителей. Вообще, родители должны быть очень осторожны в разговорах при детях. Некоторые думают: маленькие, все равно не поймут. Но ребенок, даже не понимая умом, внутренним чутьем схватывает суть разговора, и это дает нежелательный толчок его мыслям. Таким образом можно повредить душе ребенка или вызвать с его стороны вопросы, на которые трудно будет ответить. Лучше не обсуждать некоторых тем при детях, избегать при них насмешек над людьми, не проявлять неуважения к тому, что для ребенка свято, например, лучше не критиковать учителей, духовенство и т.п. Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, — сказал Христос, — тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф. 18, 6).
Источник: http://azbyka.ru/tserkov/lyubov_i_semya/vera_i_deti2/kogda_i_kak_govorit_rebenku_o_Boge_05-all.shtml |