Календарь
Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Библиотека | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Проповеди

Примирение со Христом. С.М. Масленников (продолжение 4)

О МИРЕ С БОГОМ

(по трудам преподобного Симеона Нового Богослова)

 

Слова преподобного Симеона звучат строго, и современному христианину, с которого много не требуется и которому многое дозволяется и прощается со скидкой на время, они кажутся слишком категоричными и неисполнимыми. Кстати сказать, и его современникам, которых он обличает, казалось так же. Однако Церковь, причислив преподобного Симеона к лику святых, присвоила ему особый статус: Новый Богослов, что устраняет всякие недоумения и сомнения по поводу точности его высказываний, которые очень хорошо отрезвляют «захмелевшего» от благ цивилизации, разленившегося человека.

«Так поётся в славословии: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение»; спроси и узнай, что – слава Божия, что – мир и благоволение в человеках. Слышишь: «Бог Господь – и явился нам»; спроси и узнай, какое это явление. Так о всём прочем спрашивай и узнавай.

Слава Богу – есть делание и хранение заповедей Его; всякий христианин, который не славит Бога исполнением повелений Его и хранением заповедей Его, хуже неверного. Ибо так говорит Бог через пророка: Если Я Отец, то где слава Моя? И если Я Господь, то где страх предо Мной? (Мал. 1:6). Мир – есть Сын Божий, пришедший на землю и вочеловечившийся. Через Него пришло и благоволение, или опочитие Бога в человеках; потому что Бог и Отец через Воплощение Сына … благоволил … опять примириться с человеком, ставшим было врагом Богу через грех, и опять исполнить его Божественною жизнию, которой лишился он через преступление, как говорит и апостол: оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа (Римл. 5:1). Ибо Он есть мир наш (Еф. 2:14), который нас, бывших некогда отчуждёнными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем (Кол. 1:21–23).

Христианин, который противится Богу и в борьбу с Ним вступает через преступление заповедей Евангелия Христова, есть враг и себя самого, и Бога, и иметь мир с Богом такому нельзя. Врагами и противниками Богу, хотя и именуемся верными и христианами, пребываем мы, доколе покорствуем и рабствуем страстям греховным… так что кто не живёт благочестиво, тот то же есть, что всякий неверующий нечестивец, и кто не живёт целомудренно и праведно, тот далёк от явившейся спасительной благодати Божией. Как же можно полагать, что такой есть христианин, с Богом примирённый?»[1].

 Обратим внимание: выражение «покорствуем и рабствуем страстям греховным» имеет тот же самый смысл, что и «произвольно и намеренно греховная жизнь», приведённое у святителя Игнатия. Оба святых отца утверждают одно и то же: пребывающий в страстях не может иметь мира с Богом. Мало того, такой человек является врагом Богу! Последнее утверждение звучит ещё более категорично и наводит некоторый страх на нас, нерадивых, заставляя задуматься: «Неужели и я в числе врагов Божиих? Стоит проверить, пока ещё не грянул час Суда Божия. Может быть, ещё есть возможность изменить вражду на дружбу?»

Чем же мы противимся Богу и вступаем в борьбу с Ним? Преподобный Симеон отвечает: «…преступлением заповедей Евангелия Христова». Действительно, нарушение заповеди есть грех. Любой грех рождается от соответствующей страсти и одновременно подпитывает её. Значит, для успешной борьбы со страстями необходимо знать евангельские заповеди и исполнять их. Как страсти имеют свои особенные проявления – грехи, так и заповеди Христовы по своему смыслу удобно объединяются в группы, называемые добродетелями. Святитель Игнатий приводит перечень христианских добродетелей, противоположных восьми главным греховным страстям: воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, блаженный плач, трезвение, смирение, любовь[2].

Но знаем ли мы заповеди, которые составляют эти самые добродетели? Почти у всех при ответе на этот вопрос возникают серьёзные проблемы. Нередки случаи, когда по памяти удаётся назвать лишь две-три ветхозаветных, а новозаветные заповеди большинству современных крещёных людей изучать некогда. Даже те, кто считаются воцерковлёнными и регулярно читают Евангелие, с трудом называют несколько заповедей Христовых. Как же исполнять правила, которых не знаешь? Если любой человек скажет, что опасно водить машину, не зная правил дорожного движения, то не опасно ли жить, зная о Суде Божием, на котором мы будем судимы по евангельским заповедям, и не изучать этих заповедей?

Беда в том, что мы часто читаем Евангелие без толкования, поэтому и не видим там правил христианской жизни, потому что ум наш слеп, а просвещать его чтением творений святых отцов некогда, – вот и ходим во мраке неведения. Как же дадим отчёт Богу? Для тех, кто желает вести правильную борьбу со страстями, развивая противоположные им добродетели, в издательстве «Сибирская Благозвонница» вышла книга «Жизнь по Евангелию»[3], где помещен раздел под названием «Христианские добродетели согласно евангельским заповедям», в котором все заповеди, встречающиеся в Новом Завете, разделены на восемь групп – добродетелей, а внутри групп – на подгруппы и разделы, для более удобного поиска. Найти соответствующую заповедь бывает очень важно тогда, когда мы встаём перед выбором, как поступить в той или иной ситуации и рядом не окажется опытного в духовной жизни советчика. Исполнением заповеди мы сохраняем, если таковой был, мир с Богом; нарушением её вступаем во вражду с Богом, развивая страсти и далее продаваясь в рабство сатане. Очень полезно проверить себя, какие заповеди мы постоянно нарушаем уже только потому, что не знаем их. Таковых окажется немало! Ужаснувшись от горькой правды, может быть, начнём исправляться, чтобы хоть когда-то ещё успеть примириться со Христом. В противном случае, живя по страстям, а не по заповедям евангельским, так и останемся врагами себе и Богу. В чём тогда надежда нашего спасения?

 Кто-то может возразить: но не слишком ли категорично звучит – или мир, или вражда? Разве нет ничего посередине? Хочется найти себе какую-нибудь лазейку, чтобы не мучиться от осознания того, что я – враг Богу. Как-то не по себе быть в таком положении. Послушаем, что Господь говорит об этом: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4:10); Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6:24); Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12:30); …никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия (Лк. 9:62);  Что вы зовёте Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю? (Лк. 6:46); Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога (Ин. 8:47); Всякий, пребывающий в Нём, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил (1 Ин. 3:6–8); Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нём, не имеет Бога (2 Ин. 1:9); кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4:4); не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской (1 Кор. 10:21); …плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления (1 Кор. 15:50); ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? (2 Кор. 6:14–15).   

Все приведённые выше отрывки из Священного Писания ясно показывают, что существует чёткая граница между добром и злом и что нет ничего общего между Христом и диаволом. И потому мы или в мире с Богом и во вражде с сатаной, или наоборот, в дружбе с сатаной и во вражде с Богом. Попробуем сказанное изобразить на бумаге (рисунок 4). Линия, разделяющая лист, –  это граница между противоборствующими сторонами. Правая часть – поле Христово, на котором находятся все верные христиане, с Богом примирённые. Левая часть – поле сатаны, на котором находятся пребывающие в неверии, в зловерии, в смертных грехах, в страстях и некрещёные, то есть с Богом не примирившиеся. Поставим указательный палец с одной стороны границы, а средний с другой, как обычно изображают идущего человечка. Может ли быть такое в реальной войне, когда человек сражается и за своих, и за врагов одновременно? Конечно, нет! Но ведь и в духовной войне такого тоже быть не может. Нельзя одновременно быть и со Христом, и с сатаной. Невозможно сражаться одновременно и за своё спасение, и за свою погибель.

При рассеянной жизни человек может многократно пересекать эту границу в том и другом направлении: согрешая, переходить на поле диавола (рисунок 5); раскаиваясь в совершенных грехах, возвращаться к Богу (рисунок 6). Но быть и здесь, и там одновременно – невозможно! В реальной жизни нередко встречается положение озирающегося назад (см.: Лк. 9:62), когда человек сомневается в вере (маловер) или плохо борется со страстями (реальных грубых грехов не делает, но скучает по ним и при удобном случае опять повторяет). Такого человека можно изобразить как стоящего на правой ноге, при этом левая висит в воздухе (рисунок 7).  

 Те, кто ещё любит свои страсти и расставаться с греховными привычками не хочет, часто  оправдывают себя примерно так: «Ну и что, если я согрешил? Бог милостив и простит меня. Да и какой это грех? Мы же миряне, да и времена сейчас другие. Не можем же мы подражать древним старцам. Им благодать помогала, а мы немощные. Нынче все в страстях живут. Столько соблазнов вокруг! Уж и ни в чём нельзя себе поблажку сделать? Если кто-то и учит строгой христианской жизни, то сам-то ведь так не живёт. Нет, извините, без этого дела я пока не могу. Вот к старости, может быть, и брошу. Впереди ещё много времени. Успею». В таком рассуждении нет сожаления о грехах, нет раскаяния в них, нет желания бороться, то есть нет необходимых условий для их прощения. Но, напротив, есть оправдание недуга и желание сохранить его и услаждаться им. При таком устроении души может ли быть прощён грех, даже если он назван на Исповеди?

Очень важно понимать, что даже если мы будем регулярно бывать в храме, ставить свечи, исполнять молитвенные правила, поститься, подавать милостыню, знать основные теоретические понятия веры, прекратим совершать смертные грехи, то есть одной ногой уже, как нам кажется, вступим на поле Христово, но продолжим при этом хотя бы в какой-то части любить свои страсти, то есть другой ногой оставаться пока на поле сатаны, то мы не можем примириться с Богом и остаёмся во вражде с Ним, потому что пока ещё дружны с сатаной. Вспомним слова Священного Писания: нельзя служить двум господам и что общего между Христом и Велиаром, чётко говорящие, что невозможно быть «и здесь, и там» и что существует совершенно четкая граница. Если мы стоим одной ногой на поле сатаны (т.е. потворствуем своим страстям), то мы всё ещё его друзья, а наши попытки изображать христианскую жизнь Богом не принимаются. Это только видимость, потому что сердце, хранящее любовь к страстям, ещё отдано сатане. Каждый о себе пусть рассудит, где он, на каком поле стоит?

 Только те, кто добросовестно выполнили все пять условий, могут оказаться на поле Христовом. Но находясь ещё у самой границы, легко вернуться назад. Такое положение ненадёжно. Достаточно сделать всего лишь один неверный шаг, чтобы опять оказаться в лапах врага. Происходит это, при отсутствии духовного опыта, очень тихо и незаметно. Сам человек, ещё не научившись точно оценивать своё духовное состояние, обычно не замечает случившейся беды и не спешит обращаться за помощью. Но дьявол не дремлет. Набросив на душу свои тонкие невидимые сети, он стремится осторожно утянуть её поглубже в плен, отвлекая человека разнообразными заботами и развлечениями. Удержав, таким образом, достаточное время, продолжая усыплять добычу нерадением, враг постепенно готовится нанести смертельный удар, чтобы завладеть душой окончательно. Так нередко дело доходит до смертного греха. Только потом, бывает, очнётся человек, когда случится уже серьёзная духовная трагедия. Поэтому стоять у границы нельзя, необходимо продвигаться в глубь поля Христова. Это и есть дальнейшая борьба со страстями и развитие добродетелей через исполнение евангельских заповедей при регулярном исповедании грехов и Причащении Святых Христовых Таин. В борьбе со страстями может помочь «Дневник кающегося», а для развития добродетелей необходимо знание заповедей. Если положенную духовную работу не исполнять, то сохранить мир со Христом невозможно. Возврат в стан врага произойдёт непременно.

Практика показывает, что духовно крепких прихожан в наши времена мало. Об этом свидетельствует небольшое число причастников в воскресные дни. Среди верующих встречаются люди, напоминающие в духовном отношении тех, кто переступает с поля на поле: то на левом постоит (поле сатаны), то на правом (поле Христово); через некоторое время уже опять на левом оказался, и так далее. Это чаще всего бывает обусловлено сильным развитием страстей и постоянными уступками им. Человек не может преодолеть зависимость от греха, сформировавшуюся за долгие годы безбожной жизни. Ненависть ко греху никак не рождается, потому что ещё не появился страх Божий, с которого начинается путь покаяния. Такому человеку обязательно нужна духовная помощь опытного наставника.

Недаром можно видеть, как во время Исповеди священник долгое время пытается убедить человека исправить ошибочные понятия, старается помочь ему посмотреть на происшедшие жизненные  события по-евангельски, указывает на совершённые грехи, напоминает заповеди, даёт практические советы, обличает, напоминает о смерти и о Суде Божием, утешает, призывает уповать на Бога. Положительным результатом беседы бывает признание грехов и раскаяние в них с обещанием впредь не повторять, что соответствует переходу на сторону Христову, хотя бы одной ногой, а вторая пока ещё висит в воздухе (см. рисунок 7). Нетрудно догадаться, что бывает с таким человеком через неделю, когда приходит время очередной Исповеди. Вновь требуется время, нужны немалые усилия, чтобы помочь страдальцу вернуться в состояние мира со Христом. Опять батюшка, подобно заботливому врачу, применяет целебные процедуры, реанимирует, а порой делает сложные операции, чтобы вернуть своих прихожан к жизни, чтобы примирить с Богом отпавших. Без такого примирения можно ли получить от Господа какие-либо блага, если мы сделались врагами Ему?

Для подтверждения сказанного приведём простой пример. Предположим, что между двумя людьми произошёл серьёзный конфликт, в котором виноват первый из них. Попав в затруднительное положение и нигде не находя помощи, он отправляется к своему врагу и без каких-либо извинений, без признания своей вины, без попытки примирения просит: «Помоги!» Если бы второй был злым человеком, то не трудно догадаться, что бы он сказал  в ответ. Но предположим, что второй – человек добрый. Разве он не имеет права сказать: «Давай для начала примиримся. Прежде чем ты получишь просимое, может быть, признаешь свою вину? Может, ты прекратишь свои необоснованные претензии ко мне и закончишь вражду? Может быть, ты устыдишься тех слов, которыми меня оскорблял, и тех дел, которые против меня совершил?» Именно так нужно сделать для пользы виновного, а не для удовлетворения своего ущемлённого самолюбия. Любой дар, полученный без исправления жизни, ещё более развращает человека, толкает его на другие беззакония.

 Если в житейских обстоятельствах мы способны разглядеть и употребить добро, необходимое для исправления ближних, то почему мы думаем, что Богу безразлично наше состояние, из которого мы к Нему обращаемся? Это ведь от коровы может любой подошедший получить молока, да и то не каждая бурёнка подпустит чужака. Разве не страшно приписывать Богу свойства неразумной животины, требуя от Него милости и оставаясь в состоянии вражды с Ним? Хозяйка может стегануть корову (созданную Богом для служения человеку), если та непослушна, но требовать от Господа исполнения наших безумных правил невозможно. Нельзя принудить Бога делать то, что Ему не угодно, даже если нам этого очень хочется. Его законы всесильны и непреложны. Для творения, почитающего своего Творца, чтобы получить Его милость, необходимо эти законы знать и с благоговением их исполнять. Поэтому, чтобы получить от Бога любой из Его даров, прежде нужно с Ним примириться.

 Предположим, что какой-то человек, желая получить прощение ранее совершённых грехов, с усердием ежедневно молится: «…и остави нам долги наша…» (Лк. 11:2–4), но сам при этом так обидчив, по причине своего самолюбия, исходящего из страсти гордости, что никак не может простить тех, кто причинил ему зло. Продолжая оставаться в грехе обиды на ближних, он не может иметь мира со Христом, даже если усвоил основные понятия веры и не имеет ересей, потому что в нём действует гордость в одном из тонких и опасных своих проявлений – непрощении обид, которую стоит относить к грехам смертным. И здесь происходит нарушение сразу третьего и четвёртого условий, необходимых для примирения со Христом. Такое гибельное действие обиды легко доказывается следующими словами молитвы Господней: «…яко же и мы оставляем должником нашим», то есть мы просим Господа простить нам наши грехи точно так же, как и мы прощаем ближним их согрешения против нас. Но если мы не можем простить наших обидчиков, то точно так же и Господь не может простить нам наших грехов. И все они (а сколько их «висит» на нас можно проверить по «Дневнику кающегося») продолжают оставаться в душе, несмотря на то, что были уже исповеданы. Так говорит Спаситель: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших  (Мф. 6:14–15). Это значит, что пока человек не примирится со Христом, то есть пока не победит в своём сердце обиду, он не может получить прощения всего множества  своих грехов, сколько бы раз ни повторял: «Прости меня, Господи!»

Точно так же вводят нас во вражду с Богом любой неосознанный, нераскаянный, тем более повторяемый смертный грех (нарушается третье условие примирения) и любая неосознанная, любимая хотя бы в некоторых своих проявлениях, оставленная без должной борьбы, страсть (нарушается четвёртое условие примирения). Такая форма вражды с Богом лишает нас возможности получить прощение всех своих грехов, хотя по наружности мы можем выглядеть вполне прилично, исполняя все внешние обрядовые формы. Пока мы не устраним все препятствия к примирению со Христом, получить милости от Него мы не можем. Когда душа человека подобна сжатому кулаку, Господь не будет входить в нас насильно, потому что Сам даровал нам свободу выбирать доброе или злое, послушание Ему или непослушание. Бог всегда готов явить нам Свою милость, но мы не всегда имеем готовность принять её. Не понимая своей вины, просим помощи и не получаем, требуем разрешения проблем, а они ещё более усиливаются, принимаем участие в Таинствах, а они оборачиваются нам в осуждение. От таких неправильных действий у некоторых даже рождается несправедливая обида на Бога, и бывают такие, кто даже  отпадает от веры. Но кто виноват? Не нас ли призывает Предтеча и Креститель Господень Иоанн, говоря: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Мф. 3:3). Это явное призвание к исправлению жизни, к устранению препятствий для встречи с Господом и к примирению с Ним, что можно сравнить с раскрытием сжатой в кулак руки (рисунок 8). Ведь если даже для приветствия человеку вместо раскрытой ладони протянуть кулак, то он не протянет нам в ответ своей руки, а может, напротив, насторожиться или обидеться. Так почему же мы надеемся на милость Божию, когда против Него враждуем?    

 Подражая древним святым, некоторые современные христиане с лёгкостью берутся молиться не только за ближайших сродников, но и за незнакомых людей, ничего не зная об их духовном состоянии, а порою готовы молиться и вообще за весь мир, не оценивая своих духовных возможностей. Хорошо бы прежде убедиться в том, что наши молитвы будут исходить из состояния мира с Богом, а не из состояния вражды, чтобы не оказаться нам  кимвалом звенящим: «Бог не оказывает милости тем, кои в молитвах своих суть медь звенящая и кимвал звяцаяй»[4], –  говорит Симеон Новый Богослов. Представим себе, что в конкретной жизненной ситуации мне необходимо просить своего врага о помощи моему другу. Если я прежде своих просьб не примирюсь с моим врагом, то могу услышать справедливый ответ: «Ты до сих пор остаёшься во вражде со мной, значит, и тот, за которого ты просишь, друг твой, тоже мне враг, потому что своей дружбой с тобой он одобряет и разделяет твои злодеяния. Ни тебе, ни ему не буду ничем помогать, пока не прекратите вражду».  Подобным образом будут отвергнуты Богом мои прошения о ближних, если я сам ещё враждую с Ним.

Если нам покажется, что наши грехи не столь тяжелы и не могут быть препятствием к исполнению наших просьб, то  давайте посмотрим на это с другой стороны и как бы «сгустим краски»: ведь наши любимые греховные привычки-страсти – это оскорбительные слова и плевки в Бога, наши тяжкие грехи – это удары и пинки, наносимые Богу, наши смертные грехи – это смертельные ножевые раны в Его Тело. При таком отношении к Господу не получим ли мы вместо просимой для других милости ещё большее справедливое осуждение для себя? Так оно и будет! Потому что здесь в нас проявляется высшая мера наглости! При таком жестоком отношении ко Христу мы в тоже время дерзко требуем от Него исполнения своих желаний не только в отношении себя самих, но ещё и в отношении ближних. Читая годами акафисты (к примеру, об избавления от пьянства своих сродников), мы не получаем просимого, потому что не позаботились о главном – так и не примирились со Христом сами.  

Неоднократно за день, при чтении молитвы «Отче наш», мы говорим: «Избави нас от лукавого», но кто есть «лукавый» знаем только теоретически, а как он действует в нас, не знаем. Просим избавления от него, а сами дозволяем ему жить в нашем сердце, поощряем его, даём ему   возрастать, постоянно подкармливаем его нашими грехами.  Каждый маленький грешок  ему – как  лакомство. Зачем же Господь нас избавит от него, если мы его так любим и нуждаемся в нём? Лукавый помогает нам грешить, всевая помыслы и подкрепляя их соответствующими страстными чувствами, давая в качестве награды свой сладкий яд при совершении греха: только не прекращай грешить, человек. Он сам при этом тоже испытывает чувство самодовольства и наслаждения от того, что убедив нас согрешить, он нанёс очередную рану образу Божию – человеку. Исполняя грех, мы работаем с ним вместе, мы подельники и друзья сатане. Но если мы   друзья, то как Господь избавит нас от нашего друга? Довольно странно звучит наша просьба:  «Избави нас от лукавого», если мы любим греховные дела и грехами их не считаем.

Преподобный Симеон так говорит по этому поводу: «…те, которые говорят к Богу в молитве: избави нас от лукавого, а не знают, кто такой лукавый и как бывают одержимы и обладаемы от сего лукавого, в чём состоят узы его и та власть, которую имеет он над теми, коими возобладал, такие, как возможно, чтобы были избавлены Богом от лукавого? Ибо не зная сего, они не знают, чего просят у Бога; не зная же сего, не могут получить просимого, сколько бы ни твердили: избави нас от лукавого. Сей лукавый есть диавол, который смесил с естеством человеческим закон греха. И так все время, как мы подчиняемся и служим этому лукавому посредством злых дел, какие делаем, благий Бог не имеет части в нас и мы не достойны Царствия Его»[5]. То есть иметь мира с Богом мы не можем, сколько бы ни сделали поклонов, сколько бы ни сожгли свечей, сколько бы ни прочитали молитв, сколько бы ни раздали милостыни. Пока мы творим дела сатаны – грехи, до тех пор остаёмся во вражде с Господом, «так что ложно называем мы Его Богом и Отцом нашим, когда имеем диавола властителем над собою и отцом, и господом, и богом своим, коего и черты подобия имеем в себе, открывающиеся в злых делах наших, как говорит Господь к евреям: ваш отец – диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин. 8:44). Ибо как сын подобен отцу, потому что сын не откуда есть, как из отчего естества, так и христианину надлежит иметь подобие Отцу своему, то есть Христу, открывающееся обычно в плодах Духа Святого, и не иметь подобия лукавому диаволу посредством греховных страстей»[6].

Преподобный Симеон подтверждает, что грехи и страсти – это подобие диаволу, и если мы ему подобны, то мы в согласии с ним, как делатели общих дел; следовательно, называться христианами пока ещё не вправе. Лишь только искренняя борьба со страстями способствует примирению со Христом, а исполнение евангельских заповедей воспитывает в нас христианские добродетели, и этим мы  уподобляемся Христу –  вот наша христианская задача, решая которую человек вправе называть себя христианином.

Ищущий мира со Христом и одновременно произвольно и охотно согрешающий похож на странного человека, который просит потушить пожар в доме, а сам при этом поджигает здание с разных сторон, подбрасывая в огонь дрова или щепки, или просит залечить раны на теле, а сам зачем-то царапает себя ржавым гвоздём. Преподобный Симеон Новый Богослов строго обличает таковых: «Таким образом, пока не освободился еще кто от диавола, пусть и не думает, что он настоящий человек, – и лучше было бы ему не родиться»[7]. Понятно, что под «настоящим человеком» надо понимать того, кто примирился с Богом и развивает в себе подобие Христу, в чем и состоит предназначение человека – достичь состояния обожения. Имеющий же и развивающий в себе подобие дьяволу хуже животного, которое неразумно поступает по своему естеству, и потому Суду Божию не подлежит и вечности не наследует. А человек, имеющий бесоподобный нрав, доходит до такого изощрения в грехах, что и скоты такого делать не могут, так что лучше было бы такому человеку вообще не родиться, потому что после окончания земной жизни он будет вечно мучиться в аду. Но не только отъявленные грешники, но и те, кто не ищут примирения со Христом или делают это нерадиво и как им вздумается, проводят жизнь свою впустую, не входят тесными вратами и не идут узким путём, ведущим в жизнь вечную, вступая в противоречие с Богом, сказавшим: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и не многие находят их (Мф. 7:13–14).

 Такое духовное состояние делает все наши труды бесполезными, потому что продолжают сохраняться и развиваться в сердце страсти, «а от этого крепнет царство диавола и расширяется  властительство его над христианами, вследствие чего видим между христианами много лжецов, бранчивых, клеветников, клятвопреступников, завистников, скупцов, хищников, пьяниц, блудников, гордецов и подобных; много и таких, которые, скрывая свои пороки, лицемерно величаются тем, что суть христиане, тогда как по сердцу суть род лукавый, бесчувственный, неблагодарный, непримирительный, человеконенавистный, другоненавистный, братоненавистный, отцененавистный, чадоненавистный, за что всё и сам – Богу ненавистен. Горе таковым, когда они поют псалмы Богу! Горе им, когда молятся! Горе, когда поклоняются Богу! Горе, когда творят милостыню! Горе, когда приносят дары Богу! Ибо и песнь нечестивых –  мерзость пред Богом, молитва гневливого и злопамятного – смрадное зловоние, милостыня гордого – жертва пса, благотворение развратника и блудника – мзда блудницы, дар лихоимца – жертва нечистая и кровь свиная»[8].

Слова, сказанные преподобным Симеоном тысячу лет тому назад, вполне справедливо обличают и нас – современных христиан. Точнее сказать, сейчас они ещё более актуальны, потому что современному человеку удобно перекладывать своё нерадение и маловерие на общий упадок веры. Но ведь и в те далёкие времена современники преподобного думали так же, оправдывая себя тем, что уже невозможно жить так, как жили первые христиане, дозволяя себе уклонение от заповедей Христовых и потакая своим страстям. Нельзя оправдывать грехи временем, потому что Евангелие дано Богом на все времена, и Церковь Христова с благодатными таинствами, по обещанию Самого Господа, достоит до конца света и врата ада не одолеют её (Мф. 16:18). Как тогда, так и сейчас для тех, кто хочет взыскать примирения со Христом и обрести благодать Божию, Симеон Новый Богослов предлагает следующее: «Итак, прежде всего надлежит подвизаться всякому о том, чтоб получить благодать Божию посредством веры и надежды на Христа Господа, посредством покаяния и Исповеди, молитвы и возложения священнических рук… Пусть взыщет опытного отца духовного, научится от него всему, касающемуся веры и требуемому ею, воспримет полное упование на Бога и покается во всех грехах своих, подъемля и достойные дела покаяния, то есть сокрушение сердца и сожаление о грехах, слёзы и воздыхания от всей души, пост и всякое другое лишение телесное, милостыню и молитву, исповедует искренне все грехи свои пред Богом и примет разрешающую молитву с возложением рук сего духовного отца своего. Без всего этого не придёт благодать Божия сама собою на того, кто потерял её, предавшись греху по Крещении»[9].

 

[1] Слово 29. С. 254 – 255.

[2] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения. Т.1. Гл.13. С. 173 – 175.

[3] Книга рекомендована к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС 12-204-0250

[4] Слово 29. С. 253.

[5] Слово 29. С. 251.

[6] Там же. С. 251 – 252.

[7] Там же. С. 252.

[8] Слово 29. С. 253.

[9] Слово 22. С. 203 – 204.

 

Категория: Проповеди | Добавил: Sergiy (20.01.2015)
Просмотров: 1034
Вход на сайт
Меню сайта
Категории
Пост.
Таинство Крещения
Таинство Покаяния
Таинство Причащения
Таинство Венчания
Таинство Елеосвящения (Соборование)
Таинство миропомазания
Проповеди
Православные праздники
Святые подвижники благочестия
Душеполезное чтение
Самоубийство (суицид) - тяжкий грех.
Аборты - тягчайший грех детоубийства
Грех и добродетель
Притчи
Поэзия
Святоотеческое наследие
Семья - малая церковь
Сделать бесплатный сайт с uCoz
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Яндекс.Метрика