Календарь
Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Библиотека | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Проповеди

Примирение со Христом. С. М. Масленников. ( продолжение 2 )

ЧТО СДЕЛАЛ БОГ ДЛЯ ПРИМИРЕНИЯ С ЧЕЛОВЕКОМ

 

Для примирения с человечеством, для того чтобы вернуть Своё любимое творение в состояние вечной жизни, Господь совершил великое чудо, «домостроительство спасения рода человеческого», –  как называют это святые отцы. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него…Он возлюбил нас и  послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1 Ин. 4:9 – 10).

Сын Божий пришел в мир, Родился от Девы Марии, соединив в Себе Божественную природу и Человеческую. В этом таинственном, непонятном для нашего ума  Воплощении было воссоздано и обожено, в лице Нового Адама – Иисуса Христа, человеческое естество, убитое ранее первородным грехом. Теперь уже не пророки, а Сам Бог преподаёт Благую весть о спасении человеческого рода, и Сам Он показывает пример исполнения заповедей, в том числе и высшего закона любви: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Через Жертву Сына Божия происходит примирение человечества с Отцом Небесным: Всё же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою.., потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их (2 Кор. 5:18–19).

Как же это произошло? Страданием и смертью Иисуса Христа на Кресте: смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:8); Христос за всех умер (2 Кор. 5:15); Он взял на Себя наши немощи и понёс болезни (Мф. 8:17); вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира (Ин. 1:29); Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф 20:28); Он же …явился для уничтожения греха жертвою Своею (Евр. 9:26); Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное (Еф. 5:2). Итак, уразумеем, что для восстановления мира с Отцом Небесным потребовалась крестная смерть Сына Божия.

Безгрешный, а потому и бессмертный Сын Божий, заменяя Собою нас, добровольно понёс страдания, добровольно умер за наши грехи на Кресте и сошёл вместо нас в ад. Но ад не смог удержать Безгрешного. Что может сделать тьма против Света? Что мог предпринять сатана со всем своим полчищем против всемогущего Творца? Сила вражья повержена! Закончено полновластие дьявола над родом человеческим, наступившее с момента грехопадения прародителей. Души праведников изводятся из вечной темницы и восходят вслед за Христом в рай: наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин. 5:25).

Бездыханное Тело Иисусово было снято с Креста и положено в гроб, но не подверглось тлению, потому что принадлежало Богу – Источнику жизни. Христос Воскрес, как Он и предсказывал Своим ученикам: и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет (Мк. 10:33–34). Теперь, после славного Воскресения  Христова, всякий верующий в Него может надеяться, что если и умрёт, то вместе с Ним и воскреснет: Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6:40).

Своей Человеческой природой Сын Божий возносится на Небеса к Отцу Своему: А теперь иду к Пославшему Меня… лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Ин 16:5,7,13). Дух Святой образует на земле Церковь Христову, в таинствах которой подаётся человеку спасительная благодать Божия. Теперь Церковь земная становится новым раем, подобным  первозданному, а Господь Иисус Христос стал Новым Адамом, через духовное рождение от Которого в таинстве Крещения мы и обретаем вечную жизнь и усыновляемся Отцу Небесному: Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3:26–27). Вот сколько благ совершил Бог для  примирения с человеком.

Но искупительная Жертва не действует насильственно, поэтому апостол и призывает: примиритесь с Богом (2 Кор. 5:20). От человека требуются встречные шаги к примирению. Добровольно отпавший теперь должен добровольно понудить себя к возвращению, правильно употребив дар свободы.  

                                        

 

ЧТО ТРЕБУЕТСЯ ОТ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ПРИМИРЕНИЯ С БОГОМ

 

 

Для усыновления Богу нужны вера и Крещение, и Сам Господь говорит: Кто будет веровать и креститься, спасён будет (Мк. 16: 16). Большинство современных прихожан открыто и смело называют себя верующими, находясь в какой угодно общественной среде. Да и чего бояться? Гонений нет, и Крещение теперь доступно каждому. Отчего же некоторые из нас с точки зрения веры продолжают оставаться в бедственном положении? Отчего не хотят нести своего креста? Почему ропщут, отчаиваются,  завидуют, осуждают, злословят, ненавидят, проклинают, мстят, превозносятся; не умеют прощать, всё время ищут виноватых, обвиняя в своих бедах других, а не себя; не видят своих грехов, живут по страстям и даже любят их; не ищут самоукорения, сокрушения сердца и покаяния; не изучают Евангелие и творения святых отцов, не помнят заповеди и не исполняют их; не заботятся о своей будущей вечной участи, как будто не собираются умирать, как будто нет Суда Божия и ада, как будто хотят жить на земле вечно?  Все эти и им подобные проявления не соответствуют образу Христа. Но сохраняя в себе образ сатаны, как можно надеяться на примирение с Богом?

У некоторых людей их жизненные обстоятельства не только не облегчаются, но ухудшаются: бед становится всё больше и больше. Ходят такие страдальцы из храма в храм, ездят из монастыря в монастырь в поисках чудесного избавления и нигде его не обретают. Годами читают акафисты и каноны (бывает, по ночам, подражая великим подвижникам), иногда даже причащаются, а скорби всё усиливаются, и уже нет  сил  их нести. Как же тогда другие несут свои кресты, порой даже более тяжёлые, чем наши? Обстоятельства их жизни не облегчаются, но откуда-то появляются в них терпение и мужество. Такие уже не ропщут, не отчаиваются и не ищут виноватых. А некоторые могут даже благодарить Бога за попускаемые скорби. Где они берут силы?

Для верующего человека ответ ясен: силу даёт Бог! Как же это? Одним даёт, а другим не даёт? Неужели Бог несправедлив? Но так думать – это хула на Бога. Значит, дело в нас самих. Это мы по какой-то причине не можем принять Его помощь, точнее сказать, препятствуем Ему помогать нам. Но неужели ничтожное творение человек способно создать препятствие всемогущему Творцу Богу? Это действительно так! Своей свободной волей человек может противиться Господу, встать против Него, то есть перейти на сторону сатаны (в переводе с сирийского, сатана означает – «противник»), а значит, вступить во вражду с Богом. При этом понятно, что ни о каком мире речи быть уже не может. Получить помощь от Того, с Кем враждуешь, невозможно, пока не примиришься с Ним. Но осознаем, против Кого мы враждуем! Неужели против Бога?  Страшно, если  ответ на этот вопрос будет утвердительным. Ум никак не может с этим согласиться. И невольно вырвется: «Не может быть, чтобы я стал врагом Богу!» И не желая разобраться, почему мы не получаем от Него помощи, продолжаем требовать её, по прежнему оставаясь со своими бедами: Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11:30).

Не пора ли  нам посмотреть на себя пристально, испытать и проверить: не находимся ли мы во вражде с Богом? К этому призывает нас и апостол Павел: Да испытывает же себя человек…Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы (1 Кор. 11:28–31). Чтобы исполнить этот призыв, необходимо знать критерии, по которым оценивается духовное состояние человека. Где их найти? Поскольку обе приведённые выше цитаты из Послания апостола Павла касаются таинства Причастия, вполне уместным будет взять эти критерии (мира или вражды) из статьи святителя Игнатия (Брянчанинова) «О Святых Христовых Таинах»: «Иное значение имеет недостойное причащение Святых Таин при произвольно и намеренно греховной жизни, при впадении в смертные грехи, при неверии и при зловерии. Причащающиеся в таком состоянии совершают преступление, навлекающее казни уже не исправительные, но казни решительные, навлекающие вечную муку»[1]. Ясно, что при недостойном причащении человек навлекает на себя казни и в этой жизни, и в будущей. Отчуждение от Бога в вечности вполне закономерно для тех, кто во время земной жизни противостоял Ему. Чем противостоял? В первом предложении приведённой цитаты как раз и содержатся критерии вражды с Богом: 1) произвольно и намеренно греховная жизнь; 2) впадение в смертные грехи; 3) неверие; 4) зловерие. Таким образом, чтобы примириться с Богом, необходимо устранить четыре вышеприведённые препятствия. До тех пор, пока мы их не устранили, вражда продолжается, а соединение с врагом, как это бывает и в обычной человеческой жизни,  невозможно.

Сказанное выше легко понять с помощью рисунка, на котором изображены кисти двух рук (см. приложение рисунок 1).

Пусть правая рука с раскрытой ладонью условно изображает любовь Господа, всех призывающего к Себе: Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко (Мф. 11: 28 – 30). Бог всегда направлен к человеку, всегда открыт и готов принять нас в Себя. Его Божественная любовь никогда не спит, никого не забывает, никогда не устаёт и не отдыхает, непрестанно призывая каждого к покаянию, не допуская при этом никакого насилия.

Кисть левой руки, сжатая в кулак, условно изображает человека, имеющего в себе названные ранее четыре препятствия для соединения со Христом. Назовём ещё раз, что означает (условно) в духовном плане каждый палец сжатого кулака: мизинец – неверие, безымянный – зловерие, средний – смертные грехи, указательный – произвольно и намеренно греховная жизнь. Большому пальцу, поскольку он пятый, а критериев в приведённых словах святителя Игнатия –  четыре,  дадим название – отсутствие Крещения, которое является необходимым условием для спасения, по слову Господа: Кто будет веровать и креститься, спасён будет (Мк. 16:16).    

До тех пор, пока одна кисть сжата в кулак, невозможно вхождение пальцев правой руки между пальцами левой руки; также и пальцы левой руки не окажутся между пальцами правой. Если же левый кулак будет раскрыт, то станет возможным взаимное проникновение пальцев двух ладоней, как это показано на рисунке 2, что условно и означает соединение человека с Богом, то есть действительное примирение, при котором Господь Своей любовью проникает в человека в ответ на его встречное добровольное движение: Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода (Ин. 15:5). Происходит таинственное соединение человека с Богом, что и означает постепенное  исполнение главного замысла Творца о человеке – обожения, к которому был призван первозданный Адам, и которого не достиг по причине грехопадения.  

Из пяти названных условий примирения с Богом большинству современных христиан хорошо известно только пятое – необходимость Крещения, а четыре первых оставлены без внимания или малоизвестны. Не устранив эти четыре препятствия, мы обманываемся, наивно полагая, что можем соединиться с Богом, «выжимая» из своего сердца, заражённого страстями, плотскую любовь к Нему, которая Им не может быть принята. Мы пытаемся любить Бога своей выдуманной любовью, совершенно не зная и не понимая того, что в действительности угодно Богу. Оставаясь по состоянию души наподобие сжатого кулака, мы не подпускаем к себе Спасителя. Он же, уважая нашу свободу, как Свой дар, не хочет навязать нам Себя насильно.  

Не станем ничего придумывать сами! От нас требуется выполнить то, чему учили отцы Церкви. Только в этом может заключаться подготовка души к принятию благодати, к действительному примирению со Христом. Рассмотрим все названные препятствия в следующем порядке: неверие, зловерие, смертные грехи, произвольно и намеренно греховная жизнь, отсутствие Крещения.

 

 

 

[1] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения. Т. 4. С. 128. 

Категория: Проповеди | Добавил: протоиерей_Василий (19.12.2014)
Просмотров: 801
Вход на сайт
Меню сайта
Категории
Пост.
Таинство Крещения
Таинство Покаяния
Таинство Причащения
Таинство Венчания
Таинство Елеосвящения (Соборование)
Таинство миропомазания
Проповеди
Православные праздники
Святые подвижники благочестия
Душеполезное чтение
Самоубийство (суицид) - тяжкий грех.
Аборты - тягчайший грех детоубийства
Грех и добродетель
Притчи
Поэзия
Святоотеческое наследие
Семья - малая церковь
Сделать бесплатный сайт с uCoz
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Яндекс.Метрика