Календарь
Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Библиотека | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Проповеди

Примирение со Христом. С. М. Масленников (продолжение 1)

КАК В ЧЕЛОВЕКЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ВЕЧНАЯ СМЕРТЬ

 

В чем выражается действие вечной смерти? Злой дух невидимо действует на душу каждого человека, всевая в ум свои мысли и разжигая соответствующие греховные чувства. При этом он очень хитро предлагает зло под видом добра, как бы заворачивая яд в красивую обёртку. Не обладая искусством духовной брани, грех, скрытый под привлекательной оболочкой приятного впечатления, обнаружить почти невозможно, и дело совершается. Кроме того, враг может возбудить в человеке отвращение к истинному добру, отталкивая неверующих от Церкви, а верующих – от покаяния. Так сатана извращает и уродует всю жизнь человека. В результате чёрное воспринимается как белое, а белое – как чёрное. И это потому, что чувства, мысли, планы и   желания бесовские, принимаются человеком как свои. Вот причина болезни и одновременно её последствия! Чужое, противное и противоестественное принимается как родное и делается своим и как бы естественным, и человек уже стремится к  этому, желает и жаждет его.

К примеру, человек поставил для себя какую-то цель, признав её необходимой и полезной. Добиваясь её, он прилагает много усердия, и всех, кто мешает, готов  смести на своём пути, будучи абсолютно уверен в правильности своего решения. Но если посмотреть внимательно, то цель эта нередко оказывается греховной! Как она родилась? Из какого источника явилась? Господь говорит, что всё исходит из нашего сердца, а поскольку в нём живут страсти, то из страстей, в нём гнездящихся, и рождаются все желания: Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца выносит злое (Лк. 6:45). Через эти самые страсти враг невидимо управляет нами, а мы, будучи духовно  неопытными, думаем, что сами себе господа, что все наши мнения и решения – это плод нашего просвещённого ума. О хитром и незаметном действии бесов даже и не догадываемся. Если же оценить поставленную перед собою цель с позиции Евангельских  заповедей, посоветовавшись с духовно опытными людьми, может оказаться, что она является злом. Страшно попасть в сети заблуждения и жить в них! Человек будет плодить зло,   считая его добром. Вот она –  главная беда:  человек не видит в себе действия зла и не может отличить его от добра. От этого и рождаются греховные понятия и привычки, которые мир прославляет, воспевает и  проповедует, а  мы, христиане, заражаясь этим, стремимся к тому же, игнорируя заповеди Христовы. Тогда в чём выражается наша вера? Внешнее делаем, а о внутреннем забываем? Не  нам ли  сказано: очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их (Мф. 23:26). Таким образом, если мы хотим  избавиться от болезни души, этой язвы вечной смерти, нам необходимо все свои дела, слова, мысли и чувства  сравнивать с Евангельской истиной.

Явилась ли человеку мысль, пришло ли желание воплотить её – нужно обязательно проверить, не грех ли это? Угодно ли это  Богу? Что Господь говорит по такому случаю? Какая заповедь касается предполагаемого дела? И уже потом решать, делать намеченное или отвергать,  как зло.

Человек наделён свободой, и если он не чувствует болезнь своей души, искать исцеления его не заставишь. Признавая свое состояние  нормальным и естественным, исправлять его он не будет. Действующие в сердце страсти болезнями он не считает, но, напротив, думает, что они полезны и помогают в жизни. Самоуверенность, наглость,  хамство, дерзость, хитрость, изворотливость мир принимает как добродетели. Кто их будет лечить, если они признаются   нужными, если без них человек не может утвердиться в жизни? Если отнять у нас все эти качества, которые мы так долго в себе развивали, закрепляли и даже гордились ими, то как тогда добиваться намеченных целей и защищать себя? Нам страшно оказаться «выброшенными на обочину жизни». Удобнее жить «по понятиям мира».

Только лишь начнёт христианин борьбу, например, с грубыми проявлениями гордости, как тут же появляются то страх, то печаль, то зависть. Страх от того, что нечем теперь защитить себя и ближних от врагов. Печаль,  потому что нельзя теперь применять старые надёжные способы решения жизненных проблем. Зависть к тем, кто продолжает греховными средствами стяжать земные блага. В этом смысле христиане «отстают» от прочих, не боящихся пользоваться «услугами» сатаны в достижении намеченных целей, потому что не могут делать того, что делают люди, живущие по страстям и  грехам. Но боясь расстаться с греховным прошлым, мы  похожи на стоящих в болоте: пока вытаскиваем одну ногу, проваливается другая. Чем больше возимся, тем глубже погружаемся в трясину, а на твёрдый берег выбраться никак не можем. От таких неудачных попыток подступает печаль, а за нею и отчаяние: желание прекратить всякие «эксперименты» с верой и вернуться на старое. Апостол Петр обличает нас: с ними случается по верной пословице: «пёс возвращается на свою блевотину», и: «вымытая свинья идёт валяться в грязи» (2 Петр. 2:22).

В чём причина таких неудач? Если сказать коротко, в том, что  мы не примирились со Христом! Следовательно, благодатной помощи от Него в борьбе со страстями получить пока не можем. Вот и крутимся как белка в колесе. Если этого не понять, не обнаружить причин, препятствующих примирению и не устранить их, то можно так и остаться в состоянии вечной смерти, думая, впрочем, что всё делаем нормально и спасаемся, а по кончине земной жизни  сойти в ад. Как избежать этого? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к основам веры.

                              

 

СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА ДО ГРЕХОПАДЕНИЯ

 

Вспомним прежде, каким славным был сотворён человек: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1:26). В этих словах скрыта великая тайна: человек наделён умом, свободной волей и бессмертием. В нём, сотворённом из земли, – и создал Господь Бог человека из праха земного (Быт. 2:7), – образ Самого Творца. Премудрый, самосущный, бесконечный Бог отобразился в Своём творении-человеке подобно тому, как фотография имеет в себе черты оригинала. Поскольку первый человек ещё чист (безгрешен), ничто не препятствует Святому Духу пребывать в нём, наделяя душу добродетелями: и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2:7). Дыхание жизни – это и есть Дух Святой, от присутствия Которого душа имеет состояние вечной жизни, духовного блаженства, истинного счастья и радости, мира с Творцом, абсолютно естественного и  существенно необходимого.  

Имея в себе образ Божий и подобие Богу, человек превосходит все прочие творения, поэтому закономерно получает власть над ними: и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1:26). Человек при сотворении наделён такой мудростью, что способен проникать в сущность естества всех творений Божиих, поэтому он даёт названия или имена всему живому: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл их к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей (Быт. 2:19). Какое удивительное сотворчество! Человек  по сравнению с Богом ничтожен, а получает право дать имена всем, кого сотворил Господь. И как сказал человек, так и утвердил Бог. Какое чудное мирное согласие между Творцом и творением!

Человек не отправлен скитаться по земле как бездомный, но поселён в особом благоприятном месте, сотворённом специально для него, в раю, в удивительном саду-дворце: И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2: 8). Ни беды, ни скорби, ни болезни, ни трудности, ни смерть не угрожают там человеку. Вся природа ему подвластна, все твари служат ему с покорностью; ничто не может причинить никакого вреда. Нет даже необходимости в изнурительном труде с пролитием пота для  получения пропитания: ни копать, ни удалять сорняки, ни садить, ни поливать, ни защищать от заморозков, вредителей или воров, ни заготавливать впрок не требуется. Творец всё устроил так, чтобы ничто не отвлекало человека от главной задачи: постижения Бога, развития в себе ещё большего подобия Ему, вплоть до обожения, в котором, по замыслу Творца, и состоит предназначение человека. Любящий Бог готов всего Себя отдать Своему любимому творению настолько, насколько сотворённая ограниченная сущность способна вместить в себя бесконечное Существо Божие.

Начаток благодати был дан человеку при сотворении, но дальнейшее её развитие находилось в зависимости от его свободной воли. Бог даёт человеку заповедь возделывать и хранить райский сад (см. Быт. 2:15). Но что ещё можно улучшить там, где потрудился Сам Творец? Вопрос разрешается легко, если подразумевать под райским садом  сердце человека в изначальном благодатном состоянии от присутствия в нём Святого Духа, одним из даров Которого является мир. Этот самый мир с Богом и должен был хранить Адам, чтобы возделывать, то есть развивать и усиливать в своём сердце действие благодати Святого Духа, всё более и более уподобляясь Творцу, приходя постепенно в состояние обожения. Адам, наделённый даром свободы, мог хранить мир с Богом, оставаясь в полной покорности своему Творцу, но мог и разорвать мир через непослушание Богу и нарушение данной Им заповеди (в этом выборе между добром и злом и заключен смысл дара свободы: человек волен поступить так, как он хочет). Господь предупреждает человека о трагических последствиях возможного непослушания: от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь (Быт. 2:17). Какое ничтожное ограничение! Тем более что от всех других деревьев разрешалось вкушать плоды: от всякого дерева в саду ты будешь есть (Быт. 2:16). Естественное действие любви в Адаме позволяет ему легко покоряться Любимому, свободная воля проявляется правильно, и мир с Богом сохраняется.

 

 

 

ГРЕХОПАДЕНИЕ

 

Но вот попущенное Богом испытание: И сказал змей жене: нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в  который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3:4–5). Свободе человека предоставлена возможность выбора, и ум анализирует: оставаться в послушании Творцу или исполнить совет змея. В результате: увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание (Быт. 3:6). Любовь к Богу, запрещавшему вкушение этого плода, сменяется на любовь к плоду, ставшему, по совету змея, приятным и вожделенным. Склонившись сердцем к исполнению коварного совета, презирая заповедь Творца, человек разрушает мир с Богом и добровольно поступает в подчинение сатане. Кажущиеся простыми и невинными слова Священного Писания –  и взяла плодов его и ела, и дала также мужу своему, и он ел (Быт. 3:6), – в действительности означают совершение греха, повлекшего за собой потерю вечной жизни и вступление в состояние вечной смерти, в рабство диаволу: жало же смерти – грех (1 Кор. 15:56), возмездие за грех – смерть (Римл. 6:23), всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34). Не сохранив мир с Богом, Адам не только не смог возделать внутренний рай сердца и обожиться, но попал в плен сам и продал в рабство всех своих потомков: Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили (Римл. 5:12).

Нелегко согласиться с тем, что в нём (Адаме) все согрешили. Но поскольку грех был совершён против безначального и бесконечного Бога, то это грех бесконечной тяжести, следовательно, и наказание должно быть, по справедливости, бесконечным. Оттого все люди, рождающиеся на Земле, имеют на себе печать вечной смерти, являются рабами сатане и становятся законной добычей ада.

Таковы главнейшие трагические последствия разрушения мира с Творцом, не считая бед, скорбей, болезней, голода, изнурительного труда, эпидемий, войн, телесной смерти и прочего.  Само человечество бессильно загладить грех такой степени тяжести, к тому же все дела людские совершаются теперь с примесью зла, нечисты и не могут быть приняты Всесвятым Богом,  потому что все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного (Пс. 52:4).

                            

Категория: Проповеди | Добавил: протоиерей_Василий (14.12.2014)
Просмотров: 546
Вход на сайт
Меню сайта
Категории
Пост.
Таинство Крещения
Таинство Покаяния
Таинство Причащения
Таинство Венчания
Таинство Елеосвящения (Соборование)
Таинство миропомазания
Проповеди
Православные праздники
Святые подвижники благочестия
Душеполезное чтение
Самоубийство (суицид) - тяжкий грех.
Аборты - тягчайший грех детоубийства
Грех и добродетель
Притчи
Поэзия
Святоотеческое наследие
Семья - малая церковь
Сделать бесплатный сайт с uCoz
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Яндекс.Метрика