Календарь
Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Библиотека | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Проповеди

Примирение со Христом. С.М. Масленников (вступление)

Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви

 

ИС 14-401-0079

 

 

 

 

Сергей Михайлович Масленников

 

 

Примирение со Христом

 

Иногда встречается такое: человек прилагает усилия, пытается исполнять христианские дела, думает, что уже продвигается, а в действительности – с места ещё не трогался. Как понять это явление? В чём причина? Чтобы разобраться, послушаем апостола Павла: Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом (см.: 2 Кор. 5, 20). Что означает этот призыв апостола – примиритесь с Богом? Неужели мы во вражде с Ним? Но кто из верующих людей дерзнёт пойти против Бога? Так в мире ли я со Христом? Может, апостол Павел обращается не ко мне? Может быть, этот призыв обращён к язычникам или явным злодеям? Тогда я могу быть спокоен? Но что-то всё-таки задевает мою совесть… Попробуем разобраться в этом вопросе с помощью настоящей книги.

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Примиритесь с Богом (2 Кор. 5:20)

 

 

На пути спасения перед каждым верующим встает множество преград, которые необходимо  преодолеть. Эти  препятствия  выставляет враг на дороге  к Богу, чтобы помешать человеку обрести вечную жизнь. Используя разнообразные хитрости, сатана улавливает душу, подобно тому, как охотник применяет сети, капканы и петли. Необходимо научиться распознавать, видеть эти бесовские уловки, чтобы не быть обманутым, иначе христианин,  думая, что спасается, в действительности будет оставаться в рабстве у злого духа. Не расторгнутое в земной жизни общение с бесами закономерно перейдёт в вечную муку.

Попав в такую ловушку, двигаться к Царству Небесному уже невозможно. Будет только пустая  трата сил и имитация движения, как это бывает с белкой, бегущей внутри колеса и никуда не перемещающейся, остающейся пленницей своей клетки. Так и человек, используя тренажёр «бегущая дорожка», может идти, оставаясь на месте.  Трудятся его мышцы, течёт пот, появляется усталость, счётчик показывает «намотанные» километры, а на деле – никуда не ушёл.

 Подобное встречается и на пути веры: человек прилагает усилия, пытается исполнять христианские дела, думает, что уже продвигается, а в действительности – с места ещё не трогался. Как понять это явление? В чём причина? Чтобы  разобраться, послушаем апостола Павла: Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова  просим: примиритесь с Богом (2 Кор. 5:20). Что означает этот призыв апостола – примиритесь с Богом? Неужели мы во вражде с Ним? Но кто из верующих людей дерзнёт пойти против Бога? Так в мире ли я со Христом? Может, апостол Павел обращается не ко мне? Может быть, этот призыв обращён к язычникам или явным злодеям? Тогда я могу быть спокоен? Но что-то всё-таки задевает мою совесть… Попробуем разобраться!

 Смысл апостольского воззвания раскрывает преподобный Симеон Новый Богослов: «Христианин, который противится Богу и в борьбу с Ним вступает через преступление заповедей Евангелия Христова, есть враг и себя самого и Бога, и иметь мир с Богом [С.М.] такому нельзя. Врагами и противниками Богу (хотя и именуемся верными и христианами) пребываем мы, доколе покорствуем и рабствуем страстям греховным.., так что кто не живёт благочестиво, тот тоже есть что всякий неверующий нечестивец, и кто не живёт целомудренно и праведно, тот далёк от спасительной благодати Божией. Как же можно полагать, что такой есть христианин, с Богом примирённый[1]. Слыша такие грозные слова, может ли христианин оставить их без внимания?

Не примирившийся со Христом никуда, с точки зрения веры, еще не продвинулся и никаких даров от Бога, в том числе прощения грехов своих, получить пока не может. Только тот идет путем спасения, кто такого примирения достиг. Поэтому каждому христианину очень важно оценить, в каком состоянии он находится:  в мире со Христом или во вражде.

В соответствии с этим необходимо принимать меры либо к примирению со  Христом,  либо всеми силами сохранять уже достигнутый мир, чтобы не стать врагом Христовым по небрежности и нерадению. Христианину нужно поставить себе эти непонятные, на первый взгляд, вопросы:  «Примирился ли я  со Христом? И что означает – примирение со Христом»? Ответить на них  можно, воспользовавшись учением Церкви, опытом святых отцов.

 Оказывается, препятствуют примирению с Богом болезни души. Преподобный Симеон Новый Богослов поясняет: «Человек страдает некою сокровенною болезнию великою и неудобно познаваемою, которая так велика и так чрезмерна, что подобной никогда не было и никогда не будет. Поэтому необходимо было Самому Богу прийти, чтоб исправить и уврачевать её. При всём том, однако ж, люди не знают о том и живут в совершенной беспечности, нисколько не печалясь из-за болезни сей по причине нечувствия своего. Ибо кто знает сию болезнь, тот и чувствует её; кто чувствует, тот болит о том душою; кто болит, тот ищет оздоровления и всячески старается уврачеваться от болезни той.   

Но  что это за болезнь? Послушай: диавол, по обычаю своему, всегда подбирается к душе странным неким образом и неудобно распознаваемым с тем, чтобы будучи всегда близ её и не отдаляясь от неё, возмущать и перебуровливать все её стремления, движения и помышления, то есть и мысленную, и желательную, и раздражительную силы души, и направлять их на то, что ему угодно. Этим способом он всех нас завлекает в сети свои и забирает в рабство себе и в волю свою, – а мы того и не знаем; и что хуже всего, диавол, употребляя сию тактику непрестанно и сделав нас страстными и непотребными, убеждает нас думать и говорить, что этот наш недуг (смятение и буровление внутри), которым мы вводимся в страсти и держимы бываем в них, есть свойство естества нашего, а не дело бесовских козней. Иных же он убеждает думать, что злые дела, какие они делают по действу его, суть исправности и добродетели, и хвалиться ими. Но это есть уже совершенная мёртвость души: ибо кто хвалится злом, тот нимало не чувствует (тлетворного действия его), а это свойственно лишь мёртвому. И вот от чего висит над родом человеческим опасность быть осуждённому вместе с диаволом и прочими демонами; а он того не знает.

Человек, который был прежде здоров и заболел, знает и понимает, что есть болезнь и что  здоровье. Но если случится кому с самого рождения быть больному, то ему трудно бывает понять,  что такое здоровье. Так и душа, которая всегда недужна и страждет болезнью страстей гнева и похоти и других многих и разнообразных, которые рождаются от этих двух как главнейших (гнева, говорю, и похоти), не знает, бедная, и не понимает, что это суть болезни, и не видит, как мысленный тиран её диавол, прикрытый этим её неведением, подседает к ней посредством названных  страстей  и день и ночь  осаждает её злыми помыслами. Не видя же сего, не понимая и не чувствуя, она не чувствует нужды и во врачевании и не ищет его. Можно ли надеяться, что она когда-нибудь уврачуется, находясь в таком положении? Кто не хочет выздороветь и не ищет выздоровления, как может уврачеваться? Или  как станет искать врачевания тот, кто не знает, что болен, и не понимает, в чём состоит его здоровье; а того, кто объясняет ему это и истолковывает, гонит прочь? Поступая так, он показывает, что не имеет нужды в оздоровлении»[2].

 Чтобы глубже понять слова преподобного, вернёмся к тому сравнению, которое он применяет. Есть люди, которые  больны от рождения. Они никогда не были здоровы и состояния здорового человека  не испытывали. Если бы им суждено было находиться среди таких же больных, то они и не знали бы, что есть другое состояние тела. Такому человеку трудно объяснить, что такое здоровье, свое состояние он будет считать естественным, нормальным:  он в нем родился. Такой не будет стремиться к оздоровлению, потому что он не видит вокруг здоровых людей.

Подобным же образом каждый человек  рождается с болезнью души, с  язвой вечной смерти. Уродство это  заложено в нас с момента  зачатия, так как мы  –  потомки согрешившего Адама. Состояние вечной смерти, тот самый первородный грех, последствия которого так трагичны, передаётся по наследству: «…мы все рождаемся в первородном грехе и со всеми усвоившимися нашему естеству вследствие падения немощами, каковые открылись в Адаме по его падении…»[3]. Это и помрачает ум, делает его неспособным  видеть свои изъяны и дефекты.  Если мы свою болезнь принимаем как здравие, о каком-либо лечении  и речи быть не может. К тому же вокруг все такие же «калеки», сравнить себя можно только с ними: разница несущественная!  А если душа считает себя здоровой, то зачем ей Врач – Христос Спаситель?  

Встаёт закономерный вопрос: с какой точки зрения  оценивать своё положение? Если с точки зрения окружающего мира, который живет в этом же состоянии  помрачения и повреждения, то все здоровы: и пьющие, и гулящие, и ворующие, и сквернословящие, и ненавидящие, и завидующие, и лгущие, и осуждающие, и беспечно веселящиеся, и т.д. – всех грехов и не перечислить. Как эти качества стали признаками здоровья? По общему мнению окружающих! Такие понятия сформировались в обществе, и каждое новое поколение на них воспитывается, привнося всё новые и новые искажения. Попробуй теперь докажи, что всё это болезни, а не цветущее здравие! Никто и слушать не будет! На предложение исцелить душу скажут: «Я здоров! Зачем мне ущемлять себя?» Посмотрят на перечень грехов, приведённый в «Дневнике кающегося» (см. Приложение), составленном на основе творений святых отцов, и готовы  порвать его с ненавистью, говоря: «Вы что? Счастья и радости  хотите  меня лишить? Что  мне нравится, то и буду делать! Не лезьте! Как-нибудь сам разберусь!». Вот так миллионы, если не сказать миллиарды людей живут во всём мире и даже не думают о  состоянии своей души, как о состоянии болезни и вечной смерти.

Не так должно быть у христиан, желающих жить по вере и признающих основные понятия веры. Мы знаем, что человек рождается, уязвленный жалом вечной смерти. Даже после Крещения требуется непрестанная борьба с грехом до пролития слёз, пота и крови, решиться на которую может только тот, кто исследовал себя и обнаружил скрывающуюся в тайниках сердца вечную смерть, проявляющуюся в виде приобретённых, ранее любимых нами, греховных навыков.

 

 

 

[1] Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993. Т. 1. Слово 29.  С. 255 (далее будут указываться только номера слов и страниц).

[2] Слово 14. С. 134 –135.

[3] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения. Изд. Сретенского монастыря, 1996. Т. 2. С. 383.

Категория: Проповеди | Добавил: протоиерей_Василий (14.12.2014)
Просмотров: 694
Вход на сайт
Меню сайта
Категории
Пост.
Таинство Крещения
Таинство Покаяния
Таинство Причащения
Таинство Венчания
Таинство Елеосвящения (Соборование)
Таинство миропомазания
Проповеди
Православные праздники
Святые подвижники благочестия
Душеполезное чтение
Самоубийство (суицид) - тяжкий грех.
Аборты - тягчайший грех детоубийства
Грех и добродетель
Притчи
Поэзия
Святоотеческое наследие
Семья - малая церковь
Сделать бесплатный сайт с uCoz
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Яндекс.Метрика