СРЕДА
Благодарение
Господу, дождались мы поста, и нам всем указано поститься. Но что значит
поститься? Церковь сама взяла на себя преподать нам этот урок. Она призывает
нас к воспоминанию одного из самых трогательных событий своей истории.
На земле находился земной рай. У ворот его
стоял херувим с пламенным мечом. Вокруг рая - бесплодная пустыня, и в ней два
человека. Эти два лица, мужчина и женщина, плачут и болезненно стонут: "О,
рай, увы мне! Твоей сладости не наслаждуся! Не узрю Господа моего и
Создателя... В землю пойду, от нея же взят был. Милостивый, Щедрый, вопию Ти:
помилуй мя, падшего".
Знаете ли, чей это голос сегодня повторяет
Церковь? Это скорбный голос наших несчастных прародителей, изгнанных из рая...
Но эта скорбь должна быть внятна и нам. Под
этой грустью проходит вся наша жизнь. Адам и Ева скорбят у дверей рая, а мы
тужим всю жизнь, пока не проводят нас также в лоно земли, от которой мы взяты,
пока не успокоит нас земная могила.
Так вот где, в пустыне, у дверей рая,
началась вся эта суетная жизнь со всеми ее скорбями, нуждами, страстями и
надеждами, невоздержанием и постом, грехом и покаянием, верой и молитвой.
О чем же плакали наши прародители? Их
занимали два предмета: настоящее бедствие и прошедшее блаженство. Первое
производило у них сокрушение, а второе - обращение к раю.
Эти два состояния духа завещаны и нам. Если
вы хотите путем поста достигнуть спасения, то предлагается Церковью вам два
средства: первое - сокрушение о грехах и второе - молитва.
Без этих средств нет истинного покаяния.
Оба средства делают нас способными принять участие в небесном рае, делают нас
причастниками Святых Таин Христовых, радостно проводят христианина среди сени
смертной, и вожделенное отечество подают нам, рая паки жителей нас сотворяя.
Итак, вот урок для начавших пост:
сокрушение о грехах и молитва... Они низводят любовь Божию к грешному человеку,
они возвращают потерянную чистоту и ведут на Небо и блудницу, и грешника.
Аминь.
ЧЕТВЕРГ
Настоящим днем закончились ефимоны этого года. Что такое за
часть службы, называемая ефимонами, и в чем ее содержание?
Ефимоны - название греческое, в переводе на
русский язык означает "с нами Бог". Все содержание девяти покаянных
песен однообразно: христианин-грешник обозревает свою жизнь, видит в ней пятна,
которыми она опорочена, и старается уничтожить эти пятна раскаянием и упованием
на милосердие Божие. Кающийся грешник, с лицом, обращенным к алтарю, закрытому
занавесью, как к раю, закрытому для грешника, устами старшего представителя
Церкви, своего духовного отца, выражает вслух те мысли и чувства, какие
наполняют душу, готовую раскаянием вернуть чистоту, невинность и непорочность
своей совести.
Церковь представляет человеку все доводы,
что совесть есть чистое зеркало души, в котором она видит ясно себя и даже
Бога; но в тусклом зеркале трудно заметить истинный свет.
В ефимонах Церковь убеждает человека в том,
что незазорная совесть всегда хранит непорочность: в устах человека - истина, а
в делах - честность. Во всех наших действиях совесть, как яркая лампа, освещает
нас всесторонне. В ефимонах Церковь говорит: что пользы человеку, если его
хвалят, а обвиняет собственная совесть? Напротив, что может вредить человеку,
если бы все напали на него, но обороняла бы только собственная совесть? Совесть
- это великий наш судья: он не приклонится ни просьбами, ни дарами.
Где бы мы ни оказались, где бы мы ни были,
совесть всегда с нами. Она носит в себе все, что в нее ни положим, как доброе,
так и злое. Пока живет человек, совесть все за ним записывает на свои скрижали
и в записанном отдает отчет умершему, то есть когда по смерти явится человек
перед судом Божиим...
В ефимонах говорится, что источник
человеческого благополучия и его бедствий находится в самом человеке. Что
пользы больному смертельным недугом от того, что он лежит на золоченой и мягкой
постели? Что за радость и удовольствие тому, кого совесть жжет и грызет, хотя
бы он и гордился наружным благополучием и изобилием?
В ефимонах говорится, что существуют три
судилища: суд людей, суд совести и суд Божий. От суда Божия и от суда совести
убежать нельзя. Этим свидетелям не препятствуют ни стены и никакие ограды. Бог
и совесть видят все наши помышления и все дела.
В ефимонах еще говорится, что собственное
сознание уничижает нас в то время, когда другие нас хвалят. Мы, сознавая за
собой грех, презираем себя самих в то время, когда другие воздают нам знаки
почтения; мы притворяемся довольными в то самое время, когда уныние и тоска
мучат сердце. На смертном одре всего сильнее сказываются последствия доброй и
злой совести. Так, если умирающий был добр, совесть возобновляет всю свою
успокаивающую и утешающую силу. А если умирающий был человек нечестный, то
совесть пробуждается со всем своим мучением и пытает душу за то, что человек
презирал ее убеждениями в продолжение своей легкомысленной и беспутной жизни.
В ефимонах еще говорится, что нет на свете
больше счастья, как чистая совесть. Где она находится, там есть истинное
спокойствие, святое удовольствие, небесная радость, неустрашимость во всякой
опасности и постоянное мужество под тяжестью неудач и бедствий. Совесть
безвинному страдальцу говорит: не имею в чем укорить тебя...- и распростирает
над ним во все дни его жизни радость и удовольствие.
Еще говорится в ефимонах, что христианская
душа, утратившая дары совести, должна поспешить через покаяние и исправление
вернуть их. Только при свете доброй совести воцаряется в душе благое
спокойствие.
А спокойствие совести есть начало вечной
жизни. С ним - радость в бедности, без него - ужас в изобилии. На Страшном суде
ровно ничего не значит ложная похвала людская. Там не может причинить нам
никакого вреда и клевета людская. Не люди на последнем суде нас оправдают или
обвинят, но Сам Бог и наша совесть.
В ефимонах говорится, что наша совесть
бессмертна, как и душа наша бессмертна. Мучения души будут столь же
продолжительны, как будет жива совесть, то есть вечны. Мучения совести - это
внутренний пламень, жгущий душу.
Но пока мы живы, есть средство успокоить
совесть, есть средство зачеркнуть в ней греховную страницу наших дел и чувств.
Средства эти - добровольный пост, благоговейная молитва, чистосердечное
раскаяние, которое пророк Иеремия называет слезами, погашающими пожар.
Мы взяли из содержания прочитанных ефимонов
только одну мысль: о средствах приблизиться к Богу чрез очищение и освящение
своей совести. Помолимся же, чтобы Господь нам помог управить свою жизнь,
привесть свою совесть в доброе настроение и от Господа, праведного Судии,
принять венец истины... Чтобы нам наша совесть могла сказать: добрые рабы
Божии, войдите в радость Господа: вы были верны в малом, за вашу верность
поставлю вас над многими (Мф. 25, 21). И все мы, спокойные духом и чистые
сердцем, приступим к святой чаше Спасителя, веруя, что Он даст нам узреть Себя
и приобщит, то есть присоединит, нас Себе во веки веков. Аминь. |