Портал «Православие и мир» продолжает опрос среди духовенства о катехизации. Сегодня на наши вопросы отвечает наш постоянный автор, секретарь Белгородского и Старооскольского епархиального управления, протоиерей Димитрий Карпенко.
- Можно ли, и если «да», то при каких условиях, крестить детей у 1) некрещеных, 2) неверующих, 3)совсем нецерковных – родителей?
Крестить детей у некрещеных, неверующих и совсем нецерковных родителей можно, по моему разумению, лишь в одном случае – если сам ребенок этого хочет. Это, конечно, подразумевает, что ребенок уже соответствующего возраста и может сам отдавать отчет о своих действиях.
Впрочем, может быть случай, когда креститься желает вся семья – тогда, разумеется, вместе с родителями могут быть крещены и их дети.
- Какая степень предварительных знаний о вере может считаться удовлетворительной у крещаемого?
Прежде всего, должна наличествовать именно вера, вера в то, что Христос есть Истинный Бог наш. А степень знаний зависит от того, какие знания были им предложены в период, предваряющий Крещение. Не думаю, что нужно ставить жесткие условия. Главное, видеть, что человек обращается к таинству искренне и у него есть желание узнавать больше о своей вере.
Все это возможно понять только лишь при личной беседе.
- Должен ли священник выяснять мотивы прихода к крещению и должны ли эти мотивы влиять на решение священника о совершении таинства над человеком?
Конечно, выяснять эти мотивы необходимо, потому что мотивы могут быть совершенно ложными. Единственный мотив, который должен нас побуждать принять любое таинство – это вера, желание быть со Христом в Его Церкви. Если присутствуют иные мотивы, нужно объяснять, почему человек не прав.
- Какие трудности сегодня испытывают священники при совершении катехизации в своих епархиях и благочиниях?
Самая большая трудность это то, что катехизация сегодня остается делом одиночек, в него не вовлечены все приходы и все священнослужители. Пока не будет дано совершенно четких и недвусмысленных указаний со стороны священноначалия по этому поводу, дело с мертвой точки не сдвинется.
- Какая мера катехизации может быть названа «избыточной»?
Я не думаю, что «избыточная» катехизация сегодня это проблема для нашей Церкви. Много ли мы знаем о таких «избытках»? А если они и есть, то через эту «избыточность» люди вовлекаются в полноту общения во Христе гораздо интенсивнее, нежели там, где этого «избытка» не наблюдается.
Однажды слышал такую мысль о том, что при отсутствии катехизации из ста крещаемых в Церкви остается лишь один человек, а при проведении полноценной длительной подготовки к Крещению из ста человек из Церкви уходит только один. Не знаю, насколько это так фактически, но своя правда в этом есть, и есть о чем задуматься…