Календарь
Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Библиотека | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Душеполезное чтение

Инструкция для бессмертных или что делать, если Вы всё-таки умерли…о. Даниил Сысоев (продолжение)


Слушать лекцию о.Даниила "Инструкция для бессмертных..." mp3

Приближение смерти. Момент смерти

Теперь речь пойдет о смерти. Какие бывают этапы? Узнав диагноз, человек сначала не верит, потом возмущается, протестует, успокаивается, и начинается вот такое смирение. Это бывает у маловерующих людей. У верующих же должно быть время для собранности, для того, чтобы срочно доделать все свои дела. Понимаете, что у вас остается мало времени? Слава Богу, что вы знаете, что у вас время ограничено, поэтому можете подготовиться. Про долги я уже сказал. Про слово Божие я уже сказал. Про добродетели, какие надо начинать совершать, проверку, какую себе надо устроить, сказал. Старайтесь, если можете ходить, бывать в храме Божьем, можно даже не в богослужебное время. Можете сидеть с книгой: со словом Божьим, со святыми Отцами. Настраивайте свой разум на то, чтобы больше думать о Боге. Старайтесь как можно меньше смотреть телевизор. Он развлекает вас и не нужен вам. Особенно в этот момент развлечения совершенно вам не нужны. Пообщайтесь со своими родными, поговорите с ними, обязательно дайте как бы завещание своим детям. Завещание какое? Не только финансовое, но и духовное; направьте их на свет Божий, потому что вы за них отвечаете. Наши предки не боялись смерти. Раньше князья писали большое завещание, где описывали финансы, земли и главное — духовное завещание давали. Что делать, что не делать. У них паники не было истерической, это в нынешнее время истерия пошла.

— Все боялись всегда смерти.

— Неправда!

— Истерии не было, но смерти всегда боялись.

— Неправда! Не все смерти боялись. Христиане смерти не боялись. Те люди, которые серьезно подходили к вере, они смерти не боялись.

Теперь начинает приближаться смерть. Как это определяется? Во-первых, надо помнить, что при раковых заболеваниях часто за день до смерти боли прекращаются, потому что организм сдается — это последняя великая милость Божья. Как я говорил, нужно причаститься Тела и Крови Господних. Необходимо, конечно же, собрать своих родных, близких, чтобы с ними поговорить, а потом остаться одному, чтобы, пребывая в молитве, быть с Богом. При этом близкий может с вами рядом посидеть, помолчать. Так. Можно попросить, чтобы человек читал вслух Святое Евангелие, которое имеет мощнейшую силу. Оно и душу во время смерти настраивает на соответствующий лад. Поэтому старайтесь не оставлять людей в хосписах, не сгружать их в больницы. Лучше умирать дома. Слава Богу, есть много православных больниц, но так все-таки лучше не делать.

Часто перед смертью глаза у человека начинают постепенно приоткрываться. Он начинает видеть другой мир. Приходят часто умершие родные, приходят Божьи Ангелы, или, наоборот, злые духи. К этому надо быть готовым, потому что у человека постепенно истончается вот этот кожный покров, лежащий на глазах людей с момента грехопадения, и он открывается для другой реальности. Здесь нужно помнить, что сатана — болтун. V него сил гораздо меньше, чем представляется. Как сказано было в Писании, «врагу оскудеше оружие в конец» (Пс. 9, 7). То есть враг совершенно лишился оружия с момента распятия Иисуса Христа. Поэтому, если вдруг появятся какие-то там призраки, бесы будут запугивать, не забывайте, что их задача — вас запугать. V них силы нет. Помните, как я говорил однажды, когда к Антонию Великому пришел бес. Огромный бесяра, великан до облаков с красными глазами, черный такой. Антоний просто подсмеялся над ним:

— Ну и что ты ко мне пришел, — говорит Антоний Великий, — если ты хочешь — вот я, Антоний, если ты надо мной от Бога получил бы власть — бери, пожалуйста. А если нет, то что ко мне пришел? Ну что ты ко мне пришел?! Ну что тебе от меня надо-то?!! Вот, я тебя перекрещу, и уходи отсюда.

Антоний перекрестил его, и бес убежал.

Вот Ангел Божий, когда его Бог послал ассирийцев убить, он же не устраивал перед ними никаких демонстраций, он пошел, погубил их и ушел. Когда Бог послал ангелов погубить первенцев египетских, они что, какие-то демонстрации делали? Да нет, они просто пришли, сделали дело и ушли. Понимаете, без оговорок. И так на самом деле было часто, святые так относились к воле Божьей, поэтому и вы так относитесь. Понятно? Крестное знамение, молитвенное обращение к Богу, но только без гордыни. Помните, что с нами Крестная сила, но при условии, что мы Богу молимся. Поэтому мы и говорим: «Огради нас, Господи, силою Честнаго и Животворящего Твоего Креста и сохрани нас от всякого зла». Крестим себя. При этих словах, как говорил Иоанн Златоуст, никакая сила сатаны не может нам повредить.

Если видим, что приближается время смерти, необходимо читать, конечно, 118 псалом «Блажени непорочнии», это 17 кафизма и попросить, чтобы прочитал священник, если он есть, или ближний канон на исход души от тела. Лучше, чтобы прочитал священник, так как есть специальные священнические молитвы, которые помогают очень сильно. Если начинается тяжелая агония, читается отдельная молитва; когда человек долго страждет, опять-таки нужно позвонить священнику, даже если он не может приехать, он может прочитать и дома. Господь услышит эту молитву.

Вот я однажды был вызван к одной женщине, когда она умирала. А я ее исповедовал где-то за полтора месяца до этого, когда служил в Ясенево. Я пришел к ней в девять вечера, а вы знаете, что перед смертью человек причащается независимо от того, ел или нет. Это вообще неважно. Перед смертью причащаются — в любом случае. Об этом говорит правило Первого Вселенского Собора. Ел, не ел — это совершенно не важно. Если человек хранит православную веру, его нужно причащать. Я прихожу и вижу такое жуткое зрелище: она лежит на кровати, глаза выпучены из орбит в буквальном смысле, век вообще не видно. И она руками отбивается от кого-то направо — налево и кричит: «Боюсь, боюсь, боюсь». Я говорю: «Надежда, хочешь причащаться?» «Хочу», — говорит, и речь у нее пропала сразу же. Это было последнее, что она сказала вообще. Я причастил ее Телом и Кровью Господней, и она сразу же успокоилась, улыбнулась и умерла. Вот как раз нападение мытарств, которое было, и милость Божья. Об этом надо молиться.

— А если человек без сознания?

— Когда человек без сознания, нужно о нем молиться, почитать канон на исход души от тела, но Таинства над бессознательным человеком не совершаются никакие, кроме таинства Святого Крещения, если человек высказывал желание так сделать. Ни Причастие, ни Соборование над людьми без сознания не совершаются. Помните, инсульт не означает потерю сознания, может быть потеря речи, но если есть сознание, то можно причастить человека при условии, что он выскажет согласие глазами, чем угодно, но опять-таки, если он старался жить по-Божьи, как вот я говорю. Он получает честь от Бога, что может причаститься. Если человек жил без тормозов, то Господь обычно не дает такому человеку возможности Причастия.

— Женщина была без сознания, а священник решил ее пособоровать. Началось Соборование, как только начали читать Евангелие, она из комы вышла и сказала: «Каюсь», — причастилась и умерла на следующий день.

— Значит так: по правилам Церкви нельзя соборовать такого человека. Что в таких случаях положено делать? Я сам делал. Обычно начинаешь служить молебен о здравии. Такой молебен есть. Если Господу угодно, человек в сознание придет, но к Таинствам, кроме Крещения, люди в коматозном состоянии не допускаются. Крещение же не просто совершается в любом случае, а в том случае, если человек заранее высказывал желание покреститься, но по каким-то причинам не успел. В таком случае его крестят на три обливания.

Теперь, что касается момента смерти. Когда человек приближается к смерти, возникает разница между людьми разного духовного уровня. Как говорит Писание, «смерть грешника люта» (Пс. 33, 22). И Господь, помните, говорил про безумного богача: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя». Дословно — вытащат с пытками. «Кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12, 20). Действительно, к людям реально приходит некий дух в том виде, в котором его изображают: в виде смерти с косой, с другими орудиями. Это некий дух — ангел смерти, который губит людей, лишает их жизни. Зачем нужны эти вещи? Чтобы отрезать привязанность к земле. Если человек не привязан к земле, если он верит в Христа Спасителя, то он смерти не увидит в прямом смысле этого слова. Когда Господь сказал, что «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24), Он сказал прямую вещь, не косвенную, не аллегорическую. Понимаете? Поэтому и те люди, которые праведно умирают, смерти не видят. Они видят Ангелов Божьих, а то и самого Христа Спасителя. Вот знаете, знаменитая история, когда пришел человек в Александрию, и там умирал один схимник, которого люди считали подвижником. И пришли к нему демоны и вытащили его душу из тела с муками, и голос Бога сказал, что этот человек не давал Ему упокоиться в себе ни на минуту. Хотя его считали внешне праведником. А в это время рядом умирал бомж. Он лежал в канаве, и Бог послал Архангела Михаила, чтобы он забрал его душу. Архангел Михаил приходит, а бомж говорит: «Я не хочу». Тогда Архангел идет к Богу и говорит: «Господи, он не хочет». Господь отвечает: «Хорошо», — и зовет Давида: «Иди ты спой, и пускай он выйдет». И Давид начинает петь настолько ангельскую песню, что душа от восторга выходит из тела и возносится к Небесам. Собственно, об этом мы молимся и просим. Об этом сказал Господь. Помните? Он сказал, «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10, 9). Войдет куда? В Церковь. И выйдет Христом из этого мира, и найдет вечное пастбище в Раю, в том самом месте, которое называется местом злачным. В каком смысле злачным? Слово «злачное», означает много зелени, злаков. Поэтому человек, который правильно готовился, он действительно не видит смерти, и смерть для него легка. Поэтому это даже смертью-то и не называется. Как называется оно в Писании? Разрешением. Апостол Павел говорил: «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Флп. 1, 23–24). По-нормальному, на самом деле, наша мечта вот так умереть. То есть умирать, чтобы человек покидал этот мир через Христа, в присутствии Христа, чтобы любовь Божья переполняла его в момент смерти, чтобы молитва приводила к тому, чтобы он умирал с Богом.

Причем перед смертью могут быть разные состояния. Вот преподобный Сысой Великий, когда пришли за ним Ангелы, просил, чтобы они дали ему время еще покаяться, хотя ему говорили уже, что он совершенный. Он считал, что еще не начинал каяться. А потом вдруг засиял и сказал: «Вот идет Христос, принесите ко мне избранный сосуд пустыни». С этими словами он вышел из тела и был вознесен руками Христа на Небеса. Другие же, наоборот, радовались. Один подвижник, Аполлоний, веселился и ликовал перед смертью. Другие его спрашивают: «Что же ты веселишься?» А он отвечает: «Я был кротким, как Моисей, ревностным, как Аарон, мужественным, как Иисус Навин, благочестивым, как Давид, премудрым, как Соломон. Если Господь Бог дал мне это, неужели Он не даст мне Небесного Царства?» Очень интересно, правда? Можно сказать, что нескромно сказал. Вот как раз-то это — смирение. Господь дал это, Господь все дал, поэтому, неужели Он не даст Небесного Царства? Помните, что наша надежда (и об этом особенно важно не забывать в момент смерти) основана не на наших добрых делах, а на смерти и Воскресении Господа Иисуса Христа. Поэтому старайтесь руки держать крестообразно, прижимать крест к себе. Перед очами, просите, чтобы повесили распятие Христа Спасителя, чтобы память о Нем вас сопровождала при выходе из этого мира, чтобы мы выходили из этого мира в жизнь. И человек, правильно подготовившийся, может на это рассчитывать. Я знаю примеры, когда люди так спокойно уходили. Телесная боль при этом совершенно не важна. Преподобный святитель Григорий Палама умирал от рака кишечника. Жуткие боли. Но при этом, несмотря на эти боли, что он говорил? Рядом сидящий человек — будущий патриарх Филофей — слышал такие слова: «В горнее, в горнее к свету». Он улыбнулся, и с улыбкой вышел из тела. При этом вся комната наполнилась благоуханием и светом, хотя боли были телесные, но это — как пытки для мучеников. Тело мученика пытают, а ему это уже все равно. Понимаете? Душа охвачена неземной радостью, которая с телом совсем не связана. Это состояние, которое доступно для нас сегодня: когда христианин уже настолько охвачен небесным тяготением, что ему телесные мучения не важны.

Если человек не подготовлен, как он умирает? Обычно постепенно начинает оттекать жизнь, как бы отпадать. Смерть начинает с кончиков пальцев ног и рук, вот с этих мест. Причем она идет сначала от пальцев, потом резко идет по суставам. Собственно, блаженная Феодора, как вы знаете, видела, как отрезала, забирала сустав за суставом смерть. И часто простой человек видит это. Потом жизнь как бы концентрируется в двух точках: в сердце и во лбу. А дальше, если человек видит смерть, то он как бы чувствует, что выпивает напиток, или что смерть перерезает последнюю ниточку, или просто резкий удар, безболезненный. Бывают разные ощущения. На мгновение он теряет сознание, как бы проваливается, потом очень многие видят туннель. Это что такое? Это возвращение сознания. Иногда бывает без туннеля, и человек сразу находится со стороны. Случается, когда человек сразу не осознает, что он умер. Это бывает достаточно часто, особенно, когда он к смерти не готовился. Причем здесь очень важно знать, что после смерти люди остаются при своих убеждениях. Нигде в Писании не сказано, чтобы люди менялись после смерти, наоборот, сказано, что в аду Бога не исповедуют: «в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс. 6, 6), потому что человек еще находится во власти своих суеверий. Более того, как я говорил, после смерти страсти, с которыми не боролись, выходят наружу.

Ощущения после смерти

И вот человек оказывается в новом мире. Ему сначала становится очень легко, если он болел раньше, да и даже, если не болел, ему все равно становится очень легко. Почему? Потому что, как говорил Григорий Богослов, наша душа стала после грехопадения трупоносицей, то есть носящей труп. Тело мешает душе. Ну, это вы, наверное, замечали. Хочешь подумать — голова заболела, желудок заурчал, сердце защемило, спать захотелось. Да? Сколько угодно таких случаев. Любая деятельность души связана с телом. Тут душа чувствует, что она находится как бы в более естественном состоянии. Пока она еще не знает того, что одну из самых главных задач — одушевление тела — она уже не может выполнять. Потом обычно бывает несколько минут, когда человек не может наладить контакт с окружающими, пока не убеждается, что он умер. Но, если человек готовился, для него это естественно. Он уже ждет этого момента. Вот тогда, что нужно делать? В этот момент не нужно пытаться дергаться в разные стороны, а необходимо умирать с молитвой на устах. Какая молитва?

«В руки Твои, Господи, предаю дух мой», как Господь сказал на Кресте. Мы как бы говорим перед сном, и нужно, выходя из этого тела, прославлять Святую Троицу, чтобы это прославление продолжалось и дальше.

Помните, как умирала блаженная Макрина? Об этом люблю говорить всегда. Она тяжело болела перед смертью и тут уже так ослабела, что думали, будто она умирает. Наступил вечер, внесли лампы, зажженные фонари в комнату. Она, как любой нормальный христианин… А что делают вечером, когда вносят фонари? Она стала петь «Свете тихий». И она запела, тихо, — вечерний гимн она запела так: «Свете тихий святыя славы Бессмертнаго Отца Небеснаго Святаго Блаженнаго Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца и Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными». И с этими словами она вышла из тела и потом продолжила уже дальше: «Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит». Вот это красивая смерть. Так ведь? Поистине благородная смерть. Поэтому хорошо перед смертью начать петь песнопения Богу, песнь благодарения за то, что Бог выводит нас из тела, чтобы вернуть нас туда снова.

Вспоминайте перед смертью, что с телом мы снова встретимся в день Воскресения. Именно с этим телом, которое будет очищено Богом. И человек, который отходит с благодарностью Богу, обычно сразу же будет пытаться восходить к Нему. Как сказано в Книге Екклесиаста, дух человека идет к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7).

Человек же, который жил обычной жизнью, мы знаем по распространенному преданию, ходит по земле три дня. Он может ходить в те места, которые ему были наиболее близки. Вот я вам рекомендую сходить к Гробу Господню. По православному учению, для душ умерших расстояний нет никаких. Многократно были случаи, когда в момент смерти души являлись разным людям, родным, сообщали о смерти, приходили прощаться. Я вам рекомендую попасть к Гробу Господню или на ближайшую Божественную Литургию. Помните, что мы на ней можем участвовать в молитвах, потому что жертвы приносятся и за живых, и за умерших. Поэтому и сказано, что «мы молим Тебя, Господи, чтобы эта жертва, которая приносится и за умерших, была для них искуплением, очищением, чтобы Твоя Животворящая Кровь насытила их», — говорит молитва Амвросия Медиоланского. Поэтому к чему мы должны стремиться? К живому источнику благодати Божией — Святым Христовым Тайнам. К сожалению, многие люди стремятся к каким-то земным вещам. Каждый свой выбор, естественно, делает. Насильно мил не будешь.

Некоторые бегают по земле обычно в течение первых трех дней, но не больше. Дальше им никто не дает. Чем человек жил перед смертью, так туда он и стремится. Поэтому сказано: в чем застану, в том и сужу. Если у человека много налипших привычек к земле, куда он будет стремиться? К земле и будет стремиться. Понятно?

— А вот в этот момент нужно молиться?

— А вот если приучили, то придет молитва, а если не приучили, то не придет. Понимаете?

Враг немедленно забирает — и всё.

— Батюшка, а вот этот монах, про которого Бог сказал: «Не дал Мне ни дня упокоиться в себе», — это как?

— Очень просто. Он не дал упокоиться вообще. Его подвиги все были ради тщеславия и гордыни. Он причащался, а душе покоя не давал. Богу не давал упокоиться.

Итак, мой совет: выходить надо с молитвой. Если хотите немножко побыть на земле, если вас так все-таки к ней тянет, то сходите в храм. Помните, что для вас появляется великолепная возможность: вы можете попасть в любой храм планеты Земля, попасть в любое святое место. Поэтому, конечно, нормальный христианин все-таки, если захочет, может попасть или к Голгофе, или к Гробу Господню, чтобы поклониться перед тем, как покинуть эту землю. Но три дня — это достаточно условный срок. Уже при этом часто нападают враги, и в этот же день начинаются первые атаки врага, а враг действует по-разному: он может запугивать, а может обольщать.

Молитва за умерших, отпевание, сорокоусты

Когда обычно в последний раз человек на землю приходит? Когда его погребают. Поэтому всякие заочные отпевания — вещь крайне ненормальная. Понимаете? Человеку надо, чтобы тело, освященное Святыми Тайнами, было в храме Божьем, чтобы он мог последний раз помолиться. Причем лучше привезти тело до Литургии, чтобы душа умершего могла постоять на последней Литургии, выслушать, как с ним попрощаются, потому что он все слышит. Ведь прощение нужно потому, что человек реально слышит. Понимаете?

Мы целуем тело, а рядом стоящая душа слышит и должна простить. Помните, что если умрете, не простив, дорога прямо в ад, без оговорок. Поэтому при жизни приучайтесь прощать. Непрощающий и после смерти не простит и куда пойдет, тоже понятно.

— А мы у покойника тоже прощения должны просить?

— Должны, искренне причем. Это последний момент, когда можно с ним помириться, поэтому безобразно поступают те, которые пытаются тело сбагрить, чтобы не отпевали и так далее. Обязательно просите, чтобы было очное отпевание. Заочное отпевание приемлемо только для тех, у кого нет места по захоронению: утонул человек в море, погиб во время войны, неизвестно где. Для остальных это просто ненормальное явление. Это очень важно. Позаботьтесь при жизни, чтобы там, где вас будут отпевать, не сокращали службу. Не постесняйтесь подойти к священнику, и, если вы сами поговорите, смело могу заверить, что никакой священник не будет сокращать службу, если только в самых экстремальных ситуациях, например, если отпевание в Страстную Пятницу.

— На какой день отпевают?

— На третий день. Как вы знаете, чины отпевания бывают разные: младенцев, монахов, мирян, священников, епископов, дьяконов. А есть специальный чин отпевания на Пасху, когда за упокой почти ничего нет, только ектенья. Только Пасхальная служба.

— Где человек должен три дня находиться?

— По-разному, как я уже говорил.

— Тело, где оставлять?

— Где дадут.

— В доме можно?

— Конечно.

Христиане, ближние, конечно, должны, по-хорошему, сами помочь омыть. Все-таки лучше ближнему оказать свою почесть покойному. Помните, что мирян омывают, священников обтирают освященным маслом, а монахам обтирают губы, руки и ноги. Монахов не омывают. Помните, что почести оказанные покойному, являются добродетелями для христианина, за которые награду получают на небесах. А о великой награде, которая дается за погребение людей, особенно которых некому погребать, говорится в книге Давида. Это, действительно, великая награда, которую даст Господь, когда тело будет воскрешено в последний день.

Что делать ближним после смерти? Немедленно начинать подавать как можно больше сорокоустов, чтобы, сколько можно в разных местах, люди молились. Очень хорошо подать записку на Святую гору Афон на Афонском подворье. С первого же дня надо подавать. Можно — и в святой город Иерусалим на Иерусалимском подворье. Очень просто: приезжаете на Иерусалимское подворье и можете подать, чтобы поминали у Гроба Господня. Москвичам очень удобно. Есть Иерусалимское подворье, храм Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате. Родственников нужно просить, чтобы они в течение сорока дней читали обязательно Псалтырь подряд, хотя бы кафизму. Если у вас есть близкие друзья, просите, чтобы они молились за вас, установили суточные молитвы. Бывают случаи, когда специально нанимают людей, которые читают Псалтырь круглосуточно. Это тоже великую пользу имеет, потому что Псалтырь защищает от нападений демонов. Эта молитва как бы окружает человека. Зачем нужно отпевание? Чтобы человек в третий день, когда он поднимается на небеса, был защищен, окутан молитвами Церкви, чтобы в этот день Литургия была отслужена, если разрешает Устав (Например, перед постом не разрешается).

Загробный мир, мытарства, примеры святых

Ангел-хранитель, конечно, встречает человека после смерти. Христианина встречают два Ангела: Ангел-хранитель и Ангел-проводник. Они ведут человека по загробным местам. Также его встречают, как минимум, два злых духа: ангел-искуситель и ангел-проводник вниз. Это случается обычно в третий день или в самый первый день, если человек очень хочет на небеса попасть. Вот святые обычно не задерживались, не ждали ничего, они сразу шли на небеса и все. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Если у человека большое имущество на небесах, чего ему ждать? Может, он побыстрее хочет в права вступить? Так, если у него там возлюбленный жених, чего ему на земле делать? Когда человек поднимается в воздух, он встречается с заставами князей тьмы, которые называются обычно мытарства. Даже Богоматерь, когда уходила к Своему Сыну, перед Успением Его молила, чтобы Он защитил Ее от воздушных мытарств. И святой мученик Евстратий, чья молитва у нас читается в полуночную субботу, тоже молил Бога, чтобы Тот удостоил его пройти мимо застав мытарств. И поэтому мы тоже должны молиться Богу, чтобы Он защитил нас.

Мытарства — это последняя попытка искушений человека. Мытарства — это последняя попытка человека соблазнить и погубить. Они для людей неизбежны, потому что пройти сквозь эту область придется. Вопрос: насколько неизбежны? Как я говорил, кто причастился, тот сразу поднимается к небесам, и мытарства он минует, бесы же разбегаются в разные стороны.

Почитайте «У Троицы окрыленные» отца Тихона Агрикова, — всем рекомендую, великолепнейшая книга о современных подвижниках. Отец Тихон Агриков, схиархимандрит Пантелеймон, был некоторое время духовником Лавры, потом кавказским старцем, потом во время чеченской войны жил в Карпатах, потом опять на Кавказе, потом скончался, отошел ко Господу в Малаховке. Вот известный старец наших дней! Я его даже немножко знал лично. Он был действительно подвижник Божий, поминайте его в записках: «схиархимандрит Пантелеймон».

Его книжка есть сейчас в продаже. А его племянник сейчас — викарий у Патриарха в Москве, Александр, епископ Дмитровский, который служит в Черкизове.

Был один известный дьякон в Троице-Сергиевой Лавре, он скончался в 1960 году. О.Тихон рассказывал, что этот иеродьякон отслужил Литургию и причастился, потребил Святые Лары и пошел в келью отдохнуть. Заснул и не проснулся. И тогда, прямо в его келье, о. Тихон молился Богу, чтобы открылась его загробная участь. Тот ему явился на сороковой день счастливый, светящийся от радости. И тогда о. Тихон спрашивает: «Как мытарства прошел?» Он говорит: «Знаешь, я в силу Святаго Причастия пролетел мимо», — а бесы разбежались в разные стороны, потому что он причастился Телом и Кровью Господними. Понимаете? Это лучшая зашита.

И в то же время сугубая молитва вызывает атаки демонов. Подвижники, которые ведут духовную жизнь, постоянно подвергаются нападкам демонов. А тех, которые не ведут — они их не запугивают. Если не хотите, чтобы вас бесы пугали на мытарствах, ведите плохую жизнь, они вас будут просто обманывать.

Как говорил Феофан Затворник, человека, который привык к чревоугодничеству, бесы будут обманывать. Если душа вышла из тела, а человек привык жить для желудка, что она увидит? Феофан Затворник говорит, что она увидит роскошный стол, а там — черная икра, красная икра, балык, торты, вино и так далее. Что сделает душа? Куда ломанется? А тут-то ее и поймают, — сам пошел, понимаете? Отсюда все эти рассказы об астральных мирах, астральных блаженных обителях — это и есть описание тех самых ловушек сатаны, которые он ставит на загробном пути. То, что здесь описывают — это хорошо организованная реальность. Реальность ловушек, сделанных для отлова людей. И более того, я убежден, что даже мусульманский рай мусульмане видят. Понятно, да? Потом, правда, они совершенно не рады, что туда попали.

Люди обязательно попадаются в эти ловушки, все, кроме тех, кто исповедовался. В мытарствах блаженной Феодоры описано двадцать мытарств, в других источниках — их несколько другое количество. Суть мытарств такая: проверяются все грехи. Каким образом? Злые духи в этот момент вспоминают, вытаскивают все свои записи, которые у них были, и пытаются на основании тех грехов, которые сделал человек, загубить душу, забрать ее себе по праву. Но помните, что ни один исповеданный грех они там найти не могут. Они могут его помнить, но вещественных доказательств у них нет, поэтому нужно как можно чаще исповедоваться.

Значение Таинств

Я рекомендую исповедоваться два-три раза в неделю. Никак готовиться для этого не надо. Просто сделал, не дай Бог, грех какой, пришел, покаялся. Вот и все, очень легко жить в таком случае. Вот я сейчас мучаюсь, пока второго священника нет, редко исповедуюсь, причем это неприятно на самом деле. Вот когда я служил в других местах, там хорошо было, а сейчас приходится куда-то ехать, а это и некогда. С семи лет исповедуют грехи. Молитесь на Соборовании, чтобы Господь разум восстановил, поэтому после Соборования бывает такое явление, что часто вспоминают забытые грехи. Кстати, в молитве Соборования ничего не сказано про прощение забытых грехов, так что обольщаться не стоит.

— Тогда зачем оно нужно?

— Для исцеления тела.

— А чем Соборование отличается от Исповеди и Причастия?

— На Исповеди прощаются грехи, в Евхаристии соединяются со Христом. А специально для исцеления тела или для исцеления душевных заболеваний, например, депрессий, связанных с нарушением телесной деятельности, дается Соборование. Поэтому Соборования нужны.

Но откройте Священное Писание, послание апостола Иакова, где ничего не сказано про прощение забытых грехов. В каком смысле грехи отпускаются? Последствия грехов — это болезни. Последствие, наказание за грех снимается Соборованием, но сам грех снимается только покаянием. В Священном Писании и у отцов Церкви ни слова не сказано про прощение грехов на Соборовании. Я помню, еще в семинарии взял специально, не поленился, просмотрел всех отцов Церкви, кто писал о Соборовании, ни у одного, нигде ни слова не сказано о прощении забытых грехов. Последствия грехов очищаются, а вот про само прощение забытых грехов ничего не сказано. А то, что грехи вспоминаются, это известно. Наверняка помните, что после Соборования вдруг давно-давно забытое раз — и вспомнил. Это как раз только действие Соборования. Произошла реставрация разума, чтобы человек мог раскаяться в грехе, мог пожалеть о нем, и Господь его очищает. Если вы помните житие блаженной Феодоры, вы знаете, что она, находясь в загробном мире, видела как бы некое золото, которое у нее было, некие молитвы. Ей помогали молитвы ее духовного отца, преподобного Василия Нового. Поэтому здесь нужно помнить, что молитва очень помогает, — и праведников, и простых людей. Почему мы, собственно, просим о молитве? Молитва помогает очиститься человеку. Сущность молитвы, собственно, в том, что очищается привычка к греху, но лучше, конечно же, стараться не грешить, а, согрешивши, немедленно очистить свое сердце. Приучайте себя как можно чаше исповедоваться. Если вы сделали какой-то грех, немедленно просите у Бога прощения и не оправдывайте греха. Помните, что Господь может простить грехи и без исповеди в том случае, если нет возможности на нее попасть. Мы знаем такие примеры, когда Господь Сам очищал человека. Он же не лишал Себя права прощать грехи? Так ведь? Вот пример могу привести, когда человек блудил и все время после этого ходил в храм раскаиваться. И однажды он согрешил, пошел в храм раскаиваться и по дороге умер. Дьявол требовал забрать его себе, а Господь сказал: «Время смерти в моей власти, а раскаивание — в его. Он шел раскаиваться ко Мне, поэтому Я его принимаю». Я говорю не к тому, что нужно оправдывать блудную жизнь, а к тому, что нужно приучать себя к раскаиванию в грехах. Оступился — немедленно проси прощения. Для этого Церковь и установила исповедование грехов вечером. Пускай оно будет не простым перечислением, как некоторые говорят, «мышелоимством», то есть отловом мышей. Хотя мшелоимство — это накопление ненужных вещей, а должно быть исповедование тех грехов, реальных, которые ты сделал в этот день.

Человек поднимается на небеса с разной скоростью. Нет никаких общих правил. Например, Макарий Великий поднимался на небо в течение нескольких минут. Причем, в этот момент бесы кричали: «Макарий, ты победил нас», — желая вызвать в нем тщеславие. Макарий говорил: «Пока еще нет». Поднимается выше. Бесы снова кричат: «Ты нас победил, смотри, какой ты сильный», — а он говорит: «Пока еще нет». А потом, когда стоял у ворот рая, он сказал: «Да, я победил вас силою Иисуса Христа».

Что вы должны сделать в том случае, если вы умираете, а с вами рядом нет священника? Вы должны записать ваши грехи на бумаге и просить любого человека передать эти грехи священнику. Он обязательно прочитает разрешительную молитву и простит грехи, потому что власть ключей у него сохраняется. Точно так же, как священники сохраняют свою власть, и после смерти оставаясь священниками. Знаете? Поэтому очень важно знать, что делать в таком случае, если нет никого рядом. Но в то же время и самим просить у Бога, чтобы Он простил эти грехи.


Читать окончание статьи.
Категория: Душеполезное чтение | Добавил: Наталия (02.02.2011)
Просмотров: 1574
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Меню сайта
Категории
Пост.
Таинство Крещения
Таинство Покаяния
Таинство Причащения
Таинство Венчания
Таинство Елеосвящения (Соборование)
Таинство миропомазания
Проповеди
Православные праздники
Святые подвижники благочестия
Душеполезное чтение
Самоубийство (суицид) - тяжкий грех.
Аборты - тягчайший грех детоубийства
Грех и добродетель
Притчи
Поэзия
Святоотеческое наследие
Семья - малая церковь
Сделать бесплатный сайт с uCoz
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Яндекс.Метрика